Найти тему
Красногорск Instant

Неработающие решения: подземные переходы

Каждый раз, когда пробка на Волоколамке становится особенно адской, становятся слышны голоса автолюбителей: "Уберите светофоры, а для пешеходов сделайте подземные переходы!".

В принципе, непонятно, почему вместо этого не говорят: "Уберите под землю машины", логичнее поверхность отдать людям. Но ладно, давайте разберём, почему подземные переходы - это большое зло и строить их можно только в самых крайних случаях.

Если перечислить основные проблемы, то вот они:

  • Это очень дорогая в строительстве вещь.
  • Их практически невозможно построить достаточно.
  • 10-20% людей не смогут им пользоваться.
  • Повышается количество наездов на пешеходов.
  • Содержание подземного перехода стоит дорого (или он быстро превратится в клоаку).

Давайте разберём эти пункты подробнее (я понимаю, что вы уже сказали "что за ерунда!", как минимум про п.4). Практически всё нижесказанное также относится к надземным переходам.

Проблема первая и, пожалуй, главная: это очень дорогая штука. Очень. Обычная "зебра" со светофором обходится от 3 миллионов рублей за организацию. Подземный переход - это сумма порядка полумиллиарда рублей. Может быть больше, если для его организации требуется перекладка коммуникаций или выкуп земли из собственности.

Чтобы вы понимали, что такое полмиллиарда - это в три раза больше, чем заложено в бюджете Красногорска на развитие транспортной системы на год. Почти в два раза больше, чем Красногорск тратит на культуру. Десятая часть от расходов на образование. Один подземный переход - и надо сократить каждого десятого учителя.

Не страшно? Давайте построим три-четыре. Правда, ваш ребенок тогда обойдётся без образования. Согласны?
Не страшно? Давайте построим три-четыре. Правда, ваш ребенок тогда обойдётся без образования. Согласны?

Отсюда идёт вторая беда. Для комфортного города нормально, чтобы переходы через крупные улицы были каждые 200-300 метров (Европа практически пришла к стандарту 150 метров).

Париж (Google Maps). Расстояние между "зебрами" на четырехполосной улице - от 100 метров. Человеку удобно - бизнес процветает.
Париж (Google Maps). Расстояние между "зебрами" на четырехполосной улице - от 100 метров. Человеку удобно - бизнес процветает.

На 10 километров Волоколамки в черте города надо от 30 до 50 переходов. Вам уже стало смешно? Это съест бюджет города на несколько лет, если копать. Поэтому надо убрать 5 светофоров, чтобы построить один подземный переход. Но что же тогда будет с пешеходами?

Третья проблема, тоже очень большая - от одной десятой до одной пятой пешеходов перестают пользоваться переходом. Почему?

Мы привыкли, что инвалиды в нашей стране - люди третьего сорта. Их практически нет на улицах и кажется, что их и на самом деле практически нет. Но штука в том, что это улицы не позволяют нормально ходить людям с проблемами. По статистике, на сто человек приходится от 3 до 15 с проблемами опорно двигательного аппарата, из-за травмы или хронических заболеваний. Вы представили себе колясочника? Нет, многие могут перемещаться по ровной поверхности, и даже без помощи костылей, но лестница становится серьёзной преградой.

Кстати, вы вообще зря представили себе больного инвалида. Практически у всех, кому перевалило за 80 (а то и за 70), есть трудности с перемещением и это норма. Лестница - преграда. Только очень плавный пандус спасёт. Другой вариант - вы хорошо ходите, но у вас тяжёлая для вас коляска (с ребёнком, с продуктами). Или ребёнок в животе.

Суммарно, до 20% людей лестницы могут быть критически неудобны. При этом, подземные переходы из-за их более редкого расположения увеличивают и дистанцию перепробега по поверхности.

И мы переходим к четвертой беде. Что делают люди, когда не могут спуститься в подземник? Правильно, перелезают через забор и идут поверху.

Фотка с форума Ростова-на-Дону. Полный игнор подземника.
Фотка с форума Ростова-на-Дону. Полный игнор подземника.

Трудно поверить, но бабушкам часто проще перелезть через ограждение, чем идти вверх-вниз по лестнице.

Надземный переход пуст, даже здоровая молодёжь ждёт светофора. 
Из блога Шумского (probok.net).
Надземный переход пуст, даже здоровая молодёжь ждёт светофора. Из блога Шумского (probok.net).

А это из блога Варламова. Снова игнорирование надземного перехода.
А это из блога Варламова. Снова игнорирование надземного перехода.

Что в Красногорске? Да то же самое многократно наблюдал на Ильинке, один раз чудом успел затормозить. Надземный или подземный переход означает ДТП, вполне вероятно - со смертельным исходом. И тут уже неважно, кто прав. Этот тип инфраструктуры в черте города опасен буквально.

Но тут возникают продвинутые граждане и говорят, что это всё ерунда, для маломобильных можно сделать лифты. Можно, это правда. И мы даже опустим то, что лифты мало кого спасут из перебежчиков, посмотрите, там большая часть - здоровые ребята. Рассмотрим такое решение в разделе

Проблема номер пять. Содержание.

500 миллионов на строительство - этим дело не закончится. Добавим 20 миллионов на лифты или эскалаторы (да, это дорогое удовольствие). Что с ними станет через месяц? А известно что: кнопки выдерут, поверхность изрисуют, устроят свалку мусора. И в самом переходе тоже.

Любая сложная конструкция начинает есть деньги на содержание. Обслуживание лифтов само по себе недешевое, и полмиллиона в месяц может набегать, а очистка, замена узлов?

Далее, как только поток людей спадает, уединённый переход становится или туалетом, или местом, где очень удобно отжать что-то у редкого прохожего.

Подземный переход в Благовещенске.
Подземный переход в Благовещенске.

Соответственно, нужна ежедневная очистка, видеонаблюдение, зарплата человеку, который будет сидеть на мониторе (пусть один на несколько объектов). Ремонт. Ещё до полумиллиона может набежать.

Итого: внезапно оказывается, что устройство подземного перехода - это не решение проблемы, это их генератор, причём очень дорогой.

Где они имеют смысл? Там, где уже есть многополосная скоростная дорога и небольшой поток людей, вне жилой застройки. МКАД - да, Вылетные магистрали вне городов - да.

Ни в коем случае нельзя организовывать подземные или надземные переходы в черте городской застройки, где люди ходят много.