Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Военные - тоже люди, а значит, не всё так просто

В училище мне преподавали историю КПСС, но не учили, что делать с пьяным матросом. Вбивали в голову мудрость научного коммунизма, но никто не объяснял, как навести порядок среди подчинённых, если подчиняться они не желают.

Люди - самое главное, как всегда, и сейчас я хочу остановиться на взаимоотношениях между военными. Это сложнейшая область, и те, кто считает, что знания уставов, в первую очередь, Дисциплинарного, достаточно, - тот не понимает в этом деле ничего.

К сожалению, этой важнейшей стороне военной службы при обучении тогда (не знаю, как теперь) практически не уделяли внимания. Меж тем, ею занимались достаточно плотно ещё в те времена, когда начальников называли высокоблагородиями, а подчинённых - канальями.

Вот что писалось на эту тему в труде под названием Справочная книга для вахтенного начальника на современном военном корабле (перевод с английского, СПБ, 1906)

1906 год, Карл!

Наиболее привлекшее моё внимание суждение: Чтобы быть хорошим моряком, нет необходимости быть чрезвычайно учёным. Можно быть хорошим офицером, никогда не углубляясь особенно в науку. Здравый смысл гораздо ценнее теоретических познаний. Человек со здравым смыслом дураком никогда не будет, а в отношении человека с большой теоретической учёностью это всегда сказать нельзя. Но всё-таки по теперешним временам, чем больше вы можете приобрести познаний, тем лучше.

Англичане в своём репертуаре, хотя...

В связи с этим не могу не вспомнить, как, рассматривая памятные мраморные доски в вестибюле училища, где отдельно перечислялись золотые медалисты и отдельно -выпускники, ставшие адмиралами, офицеры приехавшей комиссии заметили, что не было ни одной фамилии, повторявшейся на обеих досках :) Более того, кто-то припомнил, что после проведённого в ВВС анализа, оказалось, что и там генералами становились отнюдь не золотые медалисты. Присутствовавший главком ВМФ С. Горшков даже предложил разнести эти доски по разным помещениям, дабы не провоцировать курсантов к нежелательным сравнениям :)

Думаю, и не военным гражданам не помешает ознакомиться с советами вахтенному начальнику современных кораблей 1906 года.

И первым будет - никогда не отказываться выслушивать советы :) От этого от вас не убудет, а почерпнуть можно многое. Следовать ли совету - это уже решение вашего здравого смысла, ответственность будет на вас.

Не следует не доверять человеку, пока он не доказал своей недобросовестности, в то же время в некоторых делах не стоит доверять, пока вы не убеждены в его добросовестности.

Не полагайтесь ни на чьи слова в деле, за которое отвечаете лично.

Главная тяжесть службы - ответственность. Если боязнь ответственности преобладает в вас, с военной карьерой можно распроститься (а я думаю, и не только военной. Мудрые пескари мало чего добиваются в жизни).

Не стоит настойчиво ссылаться на законность, препираясь с начальником. Скорее всего это закончится плачевно для вас.

Никогда не возбуждайтесь и не начинайте орать. Ничто так не уронит ваш авторитет, как бестолковый крик.

Каждый командир всего лишь человек, поэтому если он ошибся, вам не стоит напирать на доказательство своей правоты.

Не следует наказывать человека, если вы видите, что он сделал всё, что мог.

Хороший офицер сумеет справиться с ленью или небрежностью подчинённых, не применяя наказания и не нуждается в помощи начальства в наведении среди них дисциплины.

Всегда будьте сдержанны, дабы не ронять своего достоинства, и ничто так не вредит ему, как жалобы начальству на подчинённых.

Никогда не забывайте хвалить или благодарить подчинённых, если они этого заслужили.

Не стоит вмешиваться в работу подчинённых, но и плохо проходить мимо, когда это делается вкривь и вкось. А уж если вы берётесь за это, то и всю ответственность за результат следует брать на себя.

Нерешительность и постоянная перемена решений гибельна больше, нежели следование одному решению, пусть и не лучшему, однако надо иметь мужество признать в итоге его ошибочность.

Зачастую очень важно не только совершить поступок, но и уметь его объяснить.

Я не помню, чтобы с нами кто-нибудь говорил на эти темы. И кое до чего приходилось доходить своим путём, не всегда гладким. В следующий раз расскажу, как пришлось в одиночку переломить настроения команды, отказавшейся выполнять запланированные на корабле работы, подписывайтесь