Наверное, нет более загадочного китайского проекта 1960-х, чем тяжелый танк WZ-111. Интерес к машине возрос после того, как его предполагаемую модель поместили в игру World of Tanks, известную своими заигрываниями с моделями «а что если?». На деле же, WZ-111 никогда не проходил дальше испытаний и до нас дошел лишь корпус с макетом башни. А данные о машине отрывочны и противоречивы. Сегодня мы попробуем воссоздать историю загадочной машины из Китая.
В послевоенный период СССР находился на пике дружественных отношений с коммунистическим Китаем. Общая идеология и идейные противники заставляли консолидироваться и сотрудничать. В том числе, и в области вооружений. Советский союз был одним из родоначальников китайской промышленности, а многие китайские машины являются копиями, или развитием копий советских аналогов. В частности, в середине 1950-х годов в рамках военной помощи СССР передал «китайским товарищам» партию тяжелых танков ИС-2, которые применялись военными КНР в Корейской войне.
Но ничто не вечно, тем более – на международной арене. 20-й съезд КПСС, на котором Хрущев развенчивал культ личности Сталина, и брал новый курс развития экономики и «мирного сосуществования», вызвал недовольство китайских коллег. Прохладность в отношениях, пиком которой стали вооруженные столкновения на полуострове Даманский, продолжалась до распада СССР. Естественно, ни о каких поставках советских вооружений речь не шла. Ввиду чего, китайцы осознали необходимость соответствовать вооружениями соседу, потенциальная война с которым – это не фантазия.
Китайский Т-10
В силу того, что архивы Китая по сей день являются весьма скрытными, достать доподлинную информацию о машине трудно. Приказ о создании тяжелого тана был отдан Комиссией по науке, технологиям и промышленности 19 октября 1960 года. На протяжении четырех лет конструкторы экспериментировали с разными компоновками и вариациями машины «на бумаге». Лишь к 1964 году удалось утвердить проект машины. Новый танк должен был стать китайским ответом на Т-10 – последний тяжелый танк СССР.
На протяжении следующего 1965 был создан первый прототип корпуса с массо-габаритным макетом башни для ходовых испытаний. Машина получила дизельный мотор в 520 сил, который являлся копией челябинского В-11, что ставился на ИС-3. А большинство агрегатов подвески повторяли детали советского ИС-2. Уже первые испытания выявили критичный недостаток модели. Торсионная подвеска, которая была схожа по конструкции с советскими прообразами, не выдерживала массы машины весом в 49 тонн. Но, вероятно, эти трудности надеялись решить в скором времени.
Всего существовало пять модернизаций прототипа, которые различались орудием и незначительными изменениями конструкции. 122-милиметровое орудие Y174 было основано на полевой пушке Type 60, которая, в свою очередь, копировалась с советской разработки Д-74. Единственным отличием от советского прототипа был эжектор на стволе. Танковое орудие планировалось оснастить элеватором для облегчения зарядки, системой ночного видения и дальномером. Помимо этого, одним из вариантов была установка 130-мм орудия 59-130TA. Всего было пять вариаций машины со 122 и 130-мм пушками.
Закрытие проекта
Как бы там ни было, башне с корпусом пришлось встретиться лишь единожды. Испытания машины целиком вскрыли новые проблемы. Конструкторам не удалось создать удачную компоновку – башня оказалась тесной, что делало боевое отделение неполноценным. Колоссом оказался и бронекорпус, который обладал низкой жесткостью – что приводило к разрушениям еще до встречи со снарядами противника. В 1966 году работы по проекту были окончательно свернуты, а это направление китайцы посчитали бесперспективным. Вероятно, на это повлияло два фактора. Во-первых, тяжелые танки отживали свое, уступая место основным. Более того, широкая номенклатура танковых орудий сильно нагрузила бы промышленность страны. А Китай готовился к производству Type 85, на который планировалась установка копии английской пушки L7 калибра в 105-мм.
WZ-111 стал символом ухудшившихся отношений Китая и СССР, который воплотили в металле. Попытка создать машину нового поколения, руководствуясь лишь наработками прошлой, оказалась мертворожденной. А идея сборки воедино удачных решений провалилась из-за недостатка опыта китайских конструкторов, которые долгие годы пытались догнать и перегнать своих учителей из СССР.