Эффект привязки
Люди слишком полагаются на первый факт, который услышали. Когда ведутся переговоры о зарплате, человек, который называет сумму первым, устанавливает примерные рамки ожиданий для всех участвующих в разговоре.
Эвристика доступности
Люди переоценивают важность информации, которая им доступна. Можешь сколько угодно говорить о вреде курения, но если у кого-то есть пример человека, который курил три пачки в день и дожил до 100 лет, то он всё равно будет спорить.
Эффект повального увлечения
Шанс, что человек разделит какую-то точку зрения, зависит от количества людей, которые уже её придерживаются. Это одна из форм группового мышления и причин почему встречи могут быть неэффективны.
Искажение слепой зоны
Люди часто не распознают свои когнитивные искажения, а это тоже одна из их форм. Мы куда проще распознаем когнитивные искажения у других людей, чем у себя.
Искажение в восприятии сделанного выбора
Когда вы сделали выбор в пользу чего-то, вы скорее будете видеть положительные стороны, а не недостатки. Например, вы все равно будете обожать свою собаку даже если она время от времени кого-то кусает.
Иллюзия группирования
Люди часто хотят видеть связь между случайными событиями. Если кто-то играет в рулетку, то он склонен верить, что после того, как несколько раз выпало красное, шанс, что оно выпадет ещё раз понижается (или повышается).
Ошибка подтверждения
Мы часто слышим только то, что хотим услышать, то есть то, что соответствует нашему предвзятому мнению о чём-то. Именно поэтому так сложно спорить по многим вопросам.
Консервативное искажение
Люди предпочитают старую информацию более новой или только что появившейся. Долго шло принятие того факта, что Земля круглая, потому что люди держались за старое убеждение, что она плоская.
Информационное искажение
Тенденция искать больше информации, когда как она совсем не влияет на поступки. Больше информации не всегда значит лучше. С меньшим количеством информации люди обычно делают более точные прогнозы.
Эффект страуса
Осознанный выбор избегать опасную или негативную информацию, «зарываясь» головой в песок, как страус. Например, исследования установили, что инвесторы гораздо реже проверяют состояние своих вкладов, когда ситуация на рынках неблагоприятно
Искажение исхода
Оценивать ситуацию по результату, а не по тому как решение было принято на момент действия. То, что вы выиграли кучу денег в казино, не значит, что играть на деньги разумно.
Излишняя уверенность
Некоторые люди слишком уверены в своих способностях, что заставляет их сильнее рисковать в повседневной жизни. Эксперты в какой-то области чаще склонны к этому искажению, чем обычные люди, потому что чаще уверены, что правы.
Эффект плацебо
Когда тот факт, что ты веришь, что что-то окажет на тебя определенный эффект, приводит к этому эффекту. Термин получил распространение в медицине, где люди, которым давали таблетки-пустышки испытывали то же, что и те, кому дали настоящее лекарство.
Инновационное искажение
Склонность переоценивать преимущества чего-то инновационного, только из-за того, что это что-то новое. Особенно распространено среди стартаперов.
Искажение недавности
Тенденция оценивать недавнюю информацию, как более важную по сравнению со старой. Инвесторы часто думают, что рынок будет вести себя также, как и в последнее время, из-за чего и принимают неразумные решения.
Понравился материал? Подписывайтесь на наши новости там, где вам удобно ─ в фейсбуке, ВК или телеграме.