Во времена СССР босоножки всерьез считали неприличной обувью. Нормой были закрытые туфли – их и носили даже летом абсолютно все женщины. А потом, вместе с оттепелью «шестидесятых» смело ворвалась мода на мини, к которому в летний сезон полагались именно босоножки на платформе. Новомодный тренд был настолько мощным, что железный занавес не смог устоять перед его натиском.
Несмотря на то, что обувная промышленность «страны советов» не спешила обеспечивать женскую половину населения босоножками, появлялись они у многих. За огромные на то время деньги (от сорока рублей и выше) через знакомых и перекупщиков «доставали» итальянскую, чехословацкую и венгерскую летнюю обувь. Огромной популярностью пользовались босоножки на платформе, а также золистые и серебристые модели из ремешков.
У тех, кто не хотел связываться с фарцовщиками, была в запасе еще пара вариантов того, как раздобыть модную обувь. Первый – приобрести босоножки в салоне для новобрачных по перекупленным с рук специальным талонам. Второй – пошить на заказ во время отдыха на юге, воспользовавшись, к примеру, услугами частных сапожников-армян.
Особым шиком считались подбитые мелкими гвоздиками деревянные сабо, мода на которые, по слухам, пришла в союз из Венгрии в конце шестидесятых. Верх у них был сделан из текстиля или джинса. Девушку, совершающую променад в подобной модели, сложно было не заметить: во время ходьбы, такие сабо начинали отчаянно греметь. Носили их исключительно под брюки-клеш, которые дополняла свободная блузка, обычно с ярким цветочным принтом.
Что касалось «отечественного производителя», то такая обувь выглядела топорно снаружи и была такой же внутри: постоянными спутниками носивших ее дам были натоптыши, мозоли и стертые в кровь ноги. Именно поэтому все стремились «достать» европейские босоножки: неимоверно мягкие, легкие и удобные, не знающие сноса на протяжении многих лет. Каблук у них не стирался, ремешки не рвались, подошва не отваливалась. Сегодня это кажется удивительным, и непонятно, почему нынешняя обувь так уступает в качестве: то ли форма стопы поменялась, то ли дороги уже не те…