"Познай себя, и ты познаешь весь мир"
Гениальный роман. Я напишу своё впечатление, сравнивая со своим же университетским, из тех воспоминаний, что оставались. Я сам удивлен, но это абсолютно другое прочтение и понимание.
Читая его в 21 год, мне было интересно и как всегда, все понятно (я часто пишу эту фразу, но она - это укор в свой же адрес). Тот я, был в восторге от Базарова, его приезда и поведения в доме Кирсановых: мне казалось оно правильным. Так мол им и надо, знай наших. В этот раз я был поражен его нелепым, пошлым выходкам, глупым отрицаниям всего и вся. Тогда мы были ровесниками, в подобном поведении как героев, так и моем выражался некий протест, отсутствие жизненного опыта компенсировалось такой вот пошлостью. Но, наверное, самое главное непонимание чего хочешь и ощущения я могу все, вы мне мешаете, уйдите и дайте сделать по новому.
Уже не первый раз замечаю, что в тот период, ища ответы в книгах на интересующие вопросы, среди которых не было любовных. Я совершенно не помнил такого центрального эпизода, как любовь дикого Базарова к отмороженной Одинцовой. Что не интересует - проходит мимо. Напрасно я тогда пропустил очень важную часть в его образе. Ведь я упустил одновременно величие и коварство женщины. Некое предупреждение - лучше их не обижать. Благо, тот я это осознал еще подростковом возрасте. Тем сирым и убогим, кто вечно кичится, считая свои победы намешало бы обратить внимание на то, что может женщина. Но, боюсь не поймут.
Отношение к "прогрессивной" молодёжи — Кукшиной и Ситникова и тогда было таким же. Какие же они все же пошлые.
Теперь перейду к самому главному для меня. В этом прочтении было невероятно трудно читать, сначала сцены первого приезда Базарова к родителям. Его поведение причиняло боль, хотелось крикнуть: да от чего ты такая скотина, неужели ты не видишь, что таким поведением ты делаешь им больно. Бесспорно, это был крик самому себе.... После того, как его полностью уничтожила Анна - его желчь, зависть и злоба не позволили гармонично существовать в доме Кирсановых, он снова возвращается к родителям. И я тот помнил финал, но не помнил важной детали, что он как жил глупо, так же и погиб из-за своей никчемной кичливости. Впервые в жизни я так явственно увидел, каким чудовищным ударом для родителей может быть гибель любимого ребенка. Противоестественность этого. Опять же в сравнении с тем прочтением, я совершенно не видел этого ужаса и беспомощности родителей, а скорее сокрушался тому, что какой парень пропадает. Ну и финальная сцена двух идущих к сыну старичков, чтобы спокойно читать ее, надо быть очень стойким. В прошлом прочтении я был настолько отморожен, что вообще никакого значения ей не предал, дума: эх, какой парень пропал. Все уроды, не оценили величия этого героя ))).
Пару слов об Аркадии Кирсанове: в какой-то степени в первом прочтении мы совпадали в части восхищения Базаровым. А вот во втором прочтении его для меня не существовало. Такой тип мужчин я просто ненавижу, считаю никаким. Оглядываясь назад, оказывается , таких Аркадиев в моем окружении было не мало. Отличительная их черта - поддакивание, практически полное разделение твоих взглядов и самое, пожалуй, главное - это такой взгляд сверху вниз на женщину, подчеркивание этого и кич, мол она то у меня будет шелковая. Практически все, как и Аркадий, растворились в своих женах, полностью отказавшись от своих/моих взглядов и став рабами оных.
Очень интересный опыт такого вот перечитывания. Впервые такое сравнение промелькнуло при перечитывании "Кому на Руси жить хорошо", где мною полностью была упущена третья часть Крестьянка. В этот раз именно эта часть стала центральной и значимой для меня, а в тот на автомате прочитал и забыл тут же. Мол, что там об этих бабах и их проблемах думать, у меня куда глобальнее и важнее вопросы есть, которые надо решить. Вот что значит расставить приоритеты в голове, реально можешь видеть мир, согласно им и, упускать из виду все остальное ).
Правду говорили взрослые люди, что перечитывание классики в разном возрасте — это практически всегда чтение впервой раз .
Приятного чтения!
Цитаты:
"Он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком и возвратился в место, где привыкли видеть и считать его ребенком"
"Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки."
"– Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои"
"Аркадия покоробило от цинизма Базарова, но – как это часто случается – он упрекнул своего приятеля не за то именно, что ему в нем не понравилось…
– Отчего ты не хочешь допустить свободы мысли в женщинах! – проговорил он вполголоса.
– Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды."
"– Да хоть на то, чтоб уметь узнавать и изучать людей.
Базаров усмехнулся.
– Во-первых, на это существует жизненный опыт; а во-вторых, доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой."
"Нравится тебе женщина, – говаривал он, – старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась."
"По-моему – лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца."
"Для человека мыслящего нет захолустья"
"– Где понять! – отвечал другой мужик, и, тряхнув шапками и осунув кушаки, оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах. Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…".