Найти тему
Валерий Грачиков

Героизм вместе с предательством. Одна история, случившаяся во время войны в Заполярье

Эта история началась 29 марта 1943 года, когда пятерка пикирующих Пе-2 бомбардировщиков атаковала немецкий конвой неподалеку от острова Варде. Конвой с воздуха прикрывали истребители Bf-110, которые в ходе воздушного боя повредили два наших самолета. Один упал сразу, а второй прежде чем сел на вынужденную, успел еще свалить бомбардировщик Ju-88, который на севере нередко использовался в качестве тяжелого истребителя.

После того, как самолет сел на вынужденную, оказалось, что бортстрелок Игорь Матвеев тяжело ранен. Летчик и штурман оставили ему запас еды, шоколад из НЗ и оружие, так как нести его возможным не представлялось, впереди была прогулка длиной в 300 км по зимней тундре в немецком тылу. В дальнейшем стрелок умер.

На а летчик Алексей Часовников и штурман Николай Тетерин решили идти к своим – на юг, в сторону реки Западная Лица. До своих они дойти не смогли, хотя отмахали около 80 км, что для зимнего времени в Заполярье – очень сильный показатель.

Иногда летчиков пускали переночевать местные жители, но другие норвежцы наоборот, очень даже сотрудничали с немцами. Поэтому через шесть дней двух советских летчиков догнали немцы. Около поселка Нессебю завязалась перестрелка, в которой штурман Николай Тетерин погиб, а Часовников попал в плен.

В плену жизнь повернулась по-другому. Часовников не стал подпольщиком, героем и борцом за свободу. Он вовсе даже наоборот перешел к немцам на службу. Более того, ему было доверено управление самолетами, которые он перегонял с завода на фронт. Во время одного из таких перегонов он и разбился в авиакатастрофе 3 сентября 1944 года на истребителе Bf 109 G-14.

А Пе-2, севший на вынужденную, еще долго оставался в тундре. Его нашли немцы, сняли рацию и вооружение, а также похоронили умершего от ран стрелка. А самолет простоял в тундре до конца 1989 года, пока его не перевезли в авиационный музей в Норвегии для реставрации.