Найти тему
Богословие и жизнь

О связи греха и окружающей нас природы

Когда за окном зима, холодный ветер и у каждого из нас отсутствует желание подолгу быть на улице, самое время поговорить о, как бы это странно ни звучало, богословском осмыслении различных состояний природы. Из Священного Писания нам известно, что между природой первозданной и теперешней существует большая разница. До грехопадения человека в мире не было тления и смерти. Конечно, в это трудно поверить, но животные не пожирали друг друга и сами не были пищей для человека. Климатические условия также были принципиально иные: климат в раю был благотворен для человека, т.е. не было современных перепадов температуры, не было буйства стихий. Теперешнее состояние природы совсем иное. Природа несет на себе печать проклятия, которое легло на мир после греха Адама и Евы.

Теперешнее состояние природы и человека при всей своей трагичности, тем не менее, вызывает справедливое восхищение своими красотами. Все это свидетельствует о величии Творца. Святые отцы видели в сменах сезонов прекрасные примеры, позволяющие говорить о духовных реалиях. Так, к примеру, у свт. Игнатия есть размышления о воскресении из мертвых, которые были навеяны зимним холодом, после которого наступает оживление, воскресение, природы. Так, размышляет святитель, если бы какой-либо человек никогда не видевший весны услышал бы о том, что вся природа оживет, то, конечно бы, не поверил в это. Дивна дела Твоя, Господи, вся премудростью сотворил еси. После грехопадения человека природа радикально изменилась.

Царь природы, ради которого был создан видимый мир, после грехопадения стал тираном, которого следует бояться и вести с ним борьбу. Природа является индикатором Божьего отношения к человечеству. Вспомним всемирный потоп, казни египетские. Те природные бедствия, которые Господь посылает на те или иные народы свидетельствуют о Божием гневе, о грехах народа. И наоборот. Об этом ясно свидетельствует Священное Писание.