Найти тему
Цех

8 способов превратить жизнь подчиненных в ад

Жесткий непредсказуемый босс, внушающий ужас подчиненным, – сильный и даже притягательный образ. Для тех, кто мечтает держать сотрудников в ежовых рукавицах, выжимать из них последние соки и срываться на коллег при любом удобном случае, ЧТД собрал восемь простых и эффективных советов. Используя их, вы сможете превратить жизнь ваших подчиненных в настоящий ад. Только помните, что такой начальник – одна из причин, по которым они чаще всего бегут с работы.

В 2009 году компания Google изучала влияние стиля управления на работу компании. По данным, полученным в ходе Project Oxygen, поведение руководителя отражается на производительности сильнее, чем любые другие факторы. Способность общаться и внимание к подчиненным – ключевые навыки эффективного начальника.

Парадокс состоит в том, что на руководящие должности нередко пробиваются как раз те, у кого этих навыков нет. Исследование психологов из Бернского университета в 2015 году показало, что нарциссизм и макиавеллизм, то есть склонность к самолюбованию и стремление манипулировать другими, положительно влияют на уровень заработной платы и продвижение по карьерной лестнице. При этом коллеги низко оценивают лидерские качества таких выдвиженцев и их влияние на рабочий процесс.

Но кого волнует мнение подчиненных (и тем более психологов), если вы самый страшный босс в мире? Лучше изучите приемы, которые помогут вам окончательно испортить атмосферу на работе.

1. Ставьте нечеткие задачи

Предложить подчиненным четкую, достижимую цель - метод для слабаков, идущих на поводу у коллектива. Ставьте задачи так, чтобы ваши сотрудники вообще не могли понять, в чем суть.

Есть шанс, что они сделают намного больше работы, чем вы предполагали. Хвалить, впрочем, их за это не нужно. Пусть и дальше выбиваются из сил, пытаясь опытным путем уяснить, чего конкретно они должны добиться и за что их ждет наказание (подробнее об этом см. пункт 4).

2. Ничего не обсуждайте

Перестаньте задавать открытые вопросы, на которые невозможно получить простой ответ «да» или «нет». Свободное обсуждение позволяет подчиненным делиться своим мнением, демонстрировать творческий подход к решению проблем и раскрывать свой потенциал.

В дискуссии рождаются новые идеи, которые могут оказаться даже лучше ваших. Кроме того, обмен мнениями способствует укреплению доверия и межличностному взаимодействию в коллективе. Такое свободомыслие, конечно, недопустимо в вашей компании.

3. Присваивайте чужие достижения

Моральные принципы – роскошь, которую вы не можете позволить себе на работе. Чтобы уничтожить самооценку своих сотрудников и настроить их против себя, не забывайте использовать классический прием ужасного начальника: присваивайте чужие успехи, когда компании все удается, и обвиняйте всех вокруг, если дела идут неважно.

4. Почаще ругайте

В чем не нужно себе отказывать, так это в признании ошибок, – безусловно, не ваших. Пусть выволочка подчиненных станет вашим каждодневным занятием - и они будут испытывать настоящее отвращение, приходя на работу.

Поводом для критики могут стать не только серьезные промахи, но и мелкие ошибки. Если сегодня вы не смогли найти достойную причину недовольства, можно напомнить прошлые промахи, – чтобы люди не забывались.

Ваша главная задача – снизить самооценку подчиненного до минимума, чтобы он работал за еду и был благодарен за эту блестящую возможность. Правда, работать он будет из рук вон плохо и полностью прекратит интересоваться результатами своего труда, – зато будет трепетать от одного вашего вида. Ради этого удовольствия можно поступиться и эффективностью своей компании.

5. Будьте недоступны

Почему кинозвезды или рок-музыканты так привлекают? Они не имеют ничего общего с простой жизнью, их невозможно встретить на улице или в магазине, – не говоря уж об офисе. Будьте как они.

Когда психологи начнут убеждать вас в необходимости контакта с подчиненными, чтобы возникало ощущение общего дела, гоните таких советчиков. Вы – на вершине, и вас не должно заботить, что творится ниже линии вашего взгляда. Не отвечайте на звонки подчиненных, не вступайте с ними в разговоры, свалите все на секретаря.

Не стоит позволять подчиненным жаловаться на работу или просить помощи – они и так получают зарплату.

6. Найдите любимчика

Ваш идеальный кандидат – исполнительный человек без фантазии. Вспомните своего любимого кинозлодея. На его фоне всегда есть приспешник: незаметный и услужливый. Именно такой человек вам нужен на роль любимчика.

Он должен поддерживать вас во всем. Поддакивать, пресекать критику в ваш адрес, если вы заперлись в своем кабинете и не выходите. В свою очередь, вы должны укрепить его статус в команде. Не скупитесь на похвалу в адрес любимчика и перестаньте замечать его ошибки. Если у вас есть бюджет на премии, не забудьте демонстративно награждать своего протеже больше, чем остальных.

Все это будет раздражать коллектив и вызывать вопросы к вашему стилю управления.

7. Будьте непоследовательны

Оцените силу непредсказуемости. Если ругать подчиненных за ту же работу, за которую раньше вы их хвалили, об укреплении статуса можно не думать. Коллектив и так признает вас самым ужасным боссом в мире.

Если вчера вы благодарили сотрудника за оперативно выполненную задачу, сегодня предъявите ему претензии, что жертвой скорости стало качество. Создайте несколько правил, которые исключают друг друга, и требуйте строгого соблюдения их всех. В вашей команде не должно остаться ни одной ситуации, в которой подчиненные будут чувствовать себя уверенно.

Будьте мелочными, придирайтесь к сотрудникам почаще по самым незначительным поводам. Действуйте импульсивно. Хвалите, когда чувствуете себя хорошо и не сдерживайте гнев, если вы просто не в настроении.

8. Утаивайте информацию

«Кто владеет информацией, тот владеет миром», – помните это правило. Будьте скрытным. Отрежьте подчиненных от большей части актуальных сведений о компании, сообщайте минимум. Покажите работникам, насколько вы им не доверяете.

Объяснять свою скрытность вы можете банковской или коммерческой тайной. Еще лучше – не объяснять вообще, а просто отказываться погружать коллектив в детали. Вполне вероятно, это дезориентирует ваших подчиненных и даже разозлит. Но образ таинственного всезнающего начальника важнее рабочей атмосферы.

Ирина Требушинина