Найти в Дзене
Продавец света

Попытка взять измором

Мы часто пишем о том, какие плохие заказчики, как они манипулируют, как они отнимают у нас время, как они пытаются применять достаточно подлые приёмы при взаимодействии с нашими мастерами. Всё это так, но к сожалению, наши мастера тоже не идеальны. И здесь речь идёт не только о нашей службе, но об электриках вообще. Ну об электриках сейчас говорить не будем, расскажем один эпизод, связанный с продажей услуг электрика в отдельном взятом случае. Неуклюжая попытка взять измором.

Позвонила в нашу службу девушка и говорит: «Надо бы мне установить зеркало с подсветкой в ванной». Сказала, что объект находится возле торгово-развлекательного комплекса «Меркурий» в Приморском районе, по-видимому, это либо улица Савушкина, либо какая-то из прилегающих более маленьких улиц. Говорит: «Надо мне установить, только мне надо хорошего электрика потому, что до этого у меня было уже какое-то замыкание».

Мы предложили ей по обычным ценам, по которым у нас идёт установка светильников или установка такого небольшого оборудования. Конечно, нельзя считать позицию этой девушки здравой, у неё уже был плохой электрик, у неё уже было короткое замыкание, но она продолжает верить в чудеса, в то, что можно получить высококачественную услугу за маленькие деньги. Но идеальных заказчиков не существует, иногда приходится искать компромиссы с теми, что есть. Девушка звонит по одному предложению и ей объясняют сколько будет что стоить, сколько должно, как у нас этот вопрос решается. Она говорит: «Что-то дорого!» и не заказывает услугу.

Потом звонит по другому предложению. Продавать намного дешевле диспетчеру не хочется. И диспетчер принимает решение поставить эту девушку на паузу.

Решение с паузой для продажи услуг аварийного электрика было бы неправильным, но в сложившейся ситуации, с учётом того, что это маленькая электромонтажная работа, выполнение которой будет осуществляться в плановом порядке (не срочно), решение имеет право на существование.

Пауза берётся под таким предлогом: «Вы знаете, мы занимаемся в основном аварийными работами, на это у нас прейскурант есть, а вот все плановые работы мы выполняем в индивидуальном порядке, обсуждаем с мастерами, кто готов взяться за Вашу задачу. Оставьте телефон, мастер в течение 5-7 минут Вам перезвонит».

Девушка охотно соглашается (в конце концов есть поговорка «За спрос морду не бьют»), оставляет телефон, объясняет, где она территориально находится (тут я и почерпнул сведения, что это за объект, и что он расположен в Приморском районе).

Дальше заявка передаётся мастеру.

Известно, что мастера, способные нормально выполнять заказы, далеко не всегда умеют как следует продавать услуги, поэтому разделение функций никто не отменял. Разделение функций эффективно. Когда один человек пытается всё делать сам, эффективность падает.

Мастер звонит и называет ту же цену, что диспетчер обозначил во время первого диалога. Естественно, из-за этого ничего не получается. Девушка посылает его «гулять лесом» и идёт искать дальше.

Мы призываем Вас не прогибаться под заказчиков, вычислять их манипуляции, «посылать лесом» во многих сомнительных случаях… Но ещё раз повторюсь, ситуации бывают разные. Если Вы решили продать услугу, целесообразно проявить некоторую гибкость. В первом диалоге девушка чётко дала понять, что эта цена её не устраивает. Если работа за меньшую цену (поиск разумного компромисса) Вас тоже не устраивает, то тут не о чем говорить и нечего  зря тратить время — и своё, и её. Но если Вы готовы пойти на небольшой компромисс, то повод для переговоров есть.

Но зачем же пытаться из себя строить конченых бруталов? Ни шагу назад, ни цента меньше!

Когда хорошая шутка повторяется много раз, к месту или не к месту, она начинает восприниматься как глупость. Когда люди многократно проталкивают предложение, которое уже получило отказ, это тоже выглядит очень глупо.

Наверняка многим из Вас знакомо понятие «взять измором», применяемое в ученической и студенческой практике, когда студент или школьник идёт к преподавателю сдавать зачёт каждый раз неподготовленным. Предпринимая несколько попыток сдать зачёт, он либо волей-неволей подтягивает знания по ряду вопросов и итоге этих знаний хватает, чтобы сдать на хиленькую «троечку», либо преподаватель настолько устаёт, и чтобы отмахнуться от нерадивого ученика, закрывая глаза на требования учебного процесса и собственную совесть, ставит ему всё-таки зачёт.

Но экономика предпринимательской деятельности и услуги электрика – это не школа и даже не институт. Это вещь более простая и жёсткая. Попытки «брать измором» при продаже услуг электрика приводят к бесполезной трате времени, и ничего удивительного в этом нет. Удивительно было бы, если бы было по-другому.