SMM-менеджер — это специалист рекламного агентства, сотрудник отдела маркетинга или свободный работник, который занимается продвижением бренда с использованием социальных сетей.
Обязанности
Профессия включает в себя широкий круг обязанностей, так как сама работа способна повлиять на репутацию и финансы компании:
- SMM-менеджер занимается продвижением бренда в интернете. Для этого ему необходимо быть специалистом в сфере маркетинга;
- Он управляет группами и сообществами в социальных сетях. Менеджер размещает тематический контент, проводит опросы и устраивает акции;
- SMM-менеджер следит за отзывами компании, чтобы улучшить стратегию привлечения аудитории;
- Также он проводит анализ SMM-активности конкурентов и предоставляет работодателю отчёты.
Занятость
SMM-менеджер может работать в рекламном агентстве или выполнять разовые заказы без трудоустройства.
Что должен уметь SMM-менеджер
Если менеджер хочет развиваться в выбранной сфере, ему необходимо умение работать с графическими редакторами. Нахождение целевой аудитории и её расширение возможно только при владении основами маркетинга. Коммуникабельность нужна для взаимодействия с аудиторией. Менеджер должен быть готов к тому, что при отсутствии подчинённых большинство задач ему придётся выполнять самостоятельно. В списке ниже мы привели 100 навыков, которыми должен будет овладеть SMM-менеджер, чтобы успешно решать все стоящие перед ним задачи.
100 навыков, необходимых SMM-менеджеру
Разработка стратегии
1. Определять целевую аудиторию.
2. Исследовать интересы и поведение целевой аудитории.
3. Определять векторы интересов аудитории.
4. Проводить анализ ниши клиента.
5. Разрабатывать аргументарную базу.
6. Подбирать площадки с высокой концентрацией ЦА.
7. Разрабатывать общую стратегию присутствия компании в социальных сетях.
8. Подбирать инструменты, оптимально решающие задачи клиента.
9. Разрабатывать систему KPI.
10. Определять влияние SMM на бизнес клиента.
11. Интегрировать SMM-активности в общую маркетинговую стратегию компании.
Social Media Marketing навыки
12. Правильно позиционировать сообщество.
13. Управлять таргетированной рекламой во ВКонтакте.
14. Управлять контекстной рекламой на Facebook.
15. Понимать механизмы рекламы в приложениях ВКонтакте.
16. Прогнозировать бюджет контекстной рекламы.
17. Оптимизировать бюджет контекстной рекламы.
18. Проектировать и проводить конкурсы и флешмобы.
19. Проектировать приложения для социальных сетей.
20. Создавать и продвигать мероприятия.
21. Адаптировать кампанию под нишевые социальные сети.
22. Управлять кампанией вирусного посева.
23. Работать с геосервисами.
24. Нейтрализовывать негатив в социальных сетях и блогах.
25. Работать с системой оферов.
26. Проектировать и проводить спецпроекты.
27. Работать с социальными сетями профессиональных связей.
28. Понимать принципы формирования рейтингов и топов.
29. Создавать брендированные каналы на видеохостингах.
30. Выстраивать партнерские программы в социальных сетях.
31. Пользоваться сервисами для оптимизации SMM-работ.
Коммьюнити-менеджмент
32. Направлять обсуждения в нужное русло.
33. Нейтрализовывать негативных пользователей в сообществах.
34. Повышать активность пользователей в сообществах.
35. Повышать возвраты в сообщества.
36. Организовывать и проводить онлайн-эвенты.
37. Настраивать службу поддержки через социальные сети.
Контент-менеджмент
38. Создавать карту контента для различных площадок.
39. Адаптировать существующий контент (статьи, новости, посты) под различные форматы (блог, Twitter, Facebook, ВКонтакте).
40. Писать тексты в формате каждой из социальных сетей.
41. Писать тексты в блоговом формате.
42. Писать в формате Википедии.
43. Писать в формате Twitter.
44. Писать и распространять социальные релизы.
45. Готовить инфоповоды.
46. Создавать сценарии для видео.
Работа с интерфейсами
47. Брендировать сообщества.
48. Создавать дизайн сообществ.
49. Интегрировать сайт с социальными сетями.
50. Интегрировать интернет-магазин в социальные сети.
51. Внедрять в сообщество стимулы для вступления.
52. Создавать Landing Pages.
53. Создавать Welcome Page.
54. Вручную создавать вкладки.
55. Использовать сервисы для создания вкладок на Facebook.
56. Понимать механизмы повышения конверсии сайта.
57. Работать с Wordpress, RSS, Feedburner, ShareThis и с другими механизмами Stand-Alone блогов.
Работа с лидерами мнений
58. Выделять лидеров мнений целевой аудитории.
59. Организовывать эвенты для лидеров мнений.
60. Проводить акции сэмплинга.
61. Вести работу с сообществами «гражданских маркетологов».
62. Ангажировать администраторов тематических сообществ.
63. Работать с амбассадорами бренда.
Аналитика
64. Пользоваться системами автоматизированного мониторинга.
65. Мониторить социальные сети и блоги вручную.
66. Проводить аналитику инфоповодов.
67. Проводить аналитику тональности упоминаний.
68. Находить источники негатива в социальных сетях и блогах.
69. Анализировать эффективность кампании.
70. Работать с основными системами веб-аналитики.
71. Генерировать уникальные URL.
72. Отслеживать источники и качество трафика.
73. Выставлять целевые действия кампании.
74. Просчитывать стоимость целевого действия.
75. Проводить аналитику изменения информационного поля.
76. Проводить исследования в социальных сетях.
77. Определять природу негатива (естественный — направленный).
78. Пользоваться внутренними системами статистики социальных сетей.
Общемаркетинговые навыки
79. Общаться с редакциями онлайн-СМИ.
80. Понимать законы социальной психологии.
81. Проводить SWOT-анализ.
82. Формулировать УТП.
83. Заниматься медиапланингом.
84. Заниматься медиабайингом.
85. Инициировать републикации материалов.
86. Просчитывать себестоимость кампании.
87. Понимать специфику работы с персональными брендами.
88. Понимать новые digital-инструменты (mobile, дополненная реальность).
89. Пользоваться классическими интернет-маркетинговыми инструментами (контекстная реклама, медийная реклама, SEO).
Общие менеджерские навыки
90. Брифовать клиента.
91. Вести переговоры.
92. Отслеживать тренды в SMM.
93. Находить подрядчиков и управлять процессом работы с ними.
94. Формулировать кейсы на основе успешных кампаний.
95. Готовить презентации.
96. Готовить календарный план кампании и придерживаться его.
97. Готовить отчеты.
98. Защищать перед клиентом концепции, отчеты, новые предложения.
99. Организовывать брэйншторминг в проектной группе.
100. Управлять проектами.
Где учиться
Нет определённого направления подготовки, после которого можно стать дипломированным SMM-специалистом. Если вы хотите дополнить свою профессию высшим образованием, то вам подойдёт профиль «Маркетинг», так как SMM — это работа с рекламой. Студенты данного направления изучают тенденции развития товаров и услуг и учится следить за экономической обоснованностью издержек на реализацию. Однако имейте в виду, что профессия эта совсем новая, и вряд ли учащимся расскажут, как настраивать рекламную кампанию во «Вконтакте» или привлечь подписчиков в Инстаграме.
Программа подготовки бакалавров «Маркетинг» представлена во многих учебных заведениях страны. Примеры университетов, выпускающих квалифицированных маркетологов:
- Государственный университет управления;
- Российский государственный гуманитарный университет;
- Российский университет дружбы народов;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Санкт-Петербургский государственный экономический университет;
- Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
Дополнительно возможно пройти SMM-курсы онлайн.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
- Востребованность на рынке труда;
- Достойная заработная плата;
- Возможность работать с несколькими брендами;
- Общение с интересными людьми.
Минусы:
- Ненормированный рабочий день;
- Выполнение обязанностей сразу нескольких специалистов.
Смежные специальности
Зачастую работодатели не видят различий между контент-менеджером и SMM-менеджером. Но мы объясним: первый занимается наполнением сообществ актуальным контентом, в то время как второй разрабатывает целую стратегию продвижения в интернете.
В редких случаях смежной профессией считается копирайтер. Однако обязанности менеджера в social media marketing явно не ограничиваются только написанием качественного материала. Иногда функции SMM-менеджера могут выполняться модератором или специалистом по социальным медиа.
Места трудоустройства
SMM-менеджеры требуются в рекламных агентствах и крупных компаниях. В агентстве специалист получает возможность работать одновременно над несколькими проектами.
Цена вопроса
Начинающий специалист с неполным высшим образованием может рассчитывать на зарплату 25000-30000 рублей. При наличии опыта работы от двух лет ставка повышается до 35000-40000 рублей. Знание английского языка на разговорном уровне и большое количество SMM-проектов в резюме способны повысить заработную плату до 90000 рублей.
Вместо послесловия
Social Media Marketing — это не состояние души и не волшебство. SMM-специалистом нельзя стать, набрав 5 000 друзей в Facebook или выступив на паре конференций. Стать профессионалом можно только овладевая определёнными инструментами и постоянно улучшая свои навыки.
Автор статьи: Ксения Лукьянова
Источники: