Найти тему
Куда мы катимся

Двуликий Янус: как прошел эпохальный запуск Яндекс.Драйва

Оглавление

Каршеровод Анастасия Ольденбургская провела 21 февраля под девизом Я.Драйва, а теперь делится впечатлениями о цирке с конями, техподдержке, ценообразовании и других прелестях работы нового оператора.

На дворе 21 февраля, до весны — неделя, несмотря на холод, ярко светит солнце, чат каршероводов бурлит, перемалывая новость о запуске Яндекс.Драйв. Очень ответственно наученный горьким опытом пользователь отнесся к появлению нового оператора каршеринга, да ещё какого! — Яндекса! Многие заблаговременно зарегистрировались, старательно получали 20%-ный кэшбек за поездки на Я.Такси, и в час Х ждали обещанной SMS, которая впрочем мне так и не пришла.

Автор  Анастасия Ольденбургская | тэги: Каршеринг Яндекс Драйв
Автор Анастасия Ольденбургская | тэги: Каршеринг Яндекс Драйв

Более шустрые и находчивые каршероводы напутствуют только что проснувшихся коллег: «Приложение обнови!», «Не пашет, нет машин», «Снеси и заново поставь!», «О! Заработало! Появились машины на карте», «А у меня все равно пустая карта», «Погоди, сейчас прогрузятся!». В ход идут скрины приложения, скрины тарифов, скрины брони, фотки машины, снаружи, изнутри, слова литературные и не очень, редко — стикеры и смайлы.

Казалось бы, ничто не предвещало беды, как вдруг наблюдательные глаза кого-то из чата выхватили когнитивный диссонанс в размерах тарифов…

Автор  Анастасия Ольденбургская | тэги: Каршеринг Яндекс Драйв
Автор Анастасия Ольденбургская | тэги: Каршеринг Яндекс Драйв

…и это первый косяк

Непонятно по какой причине, но на iOS стоимость минуты в режиме ожидания вдруг оказалась на 50 копеек больше, чем у владельцев гаджетов на Android. 5₽ и 3,5₽ против 5₽ и 3₽ соответственно. Где-нибудь на прогнившем Западе за такое бы засудили по статье расовая дискриминация, но не в России!

Отечественные каршероводы с «дроидами» вдоволь поглумились над «яблочниками», те для виду оскорбились, порычали что-то про нищебродов, потом Яндекс уравнял тарифы, все виртуально обнялись, побратались и снова — мир, дружба, каршеринг. Ложки-то нашлись, но вот осадок — остался.

-3

Динамические тарифы

Вообще к тарифам на каршеринг от Яндекса у пользователей сразу же возникла куча вопросов.

  • Во первых, где обещанный тариф с фиксированной ценой (скоро — понятие растяжимое, при определенном стечении обстоятельств, его может ведь и вовсе не случиться)?
  • Во-вторых, никто до конца не понимает принципа работы данного вида тарификации «как в такси», тем паче, применительно к каршерингу. Мол, чем выше спрос — тем толще партизаны, то есть больше тарифы. Логика — очевидна, но реализация…!?

Сначала тариф был 5₽, потом был скачок до 7₽ — 7,5₽, вечером же я поймала максимальную отметку в 8,7 рубля за минуту поездки, при снижении стоимости ожидания до вменяемых 2,5₽. Ближе к полуночи ценник снова опустился до 7,1₽, а ожидание перешло в режим бесплатной ночной парковки. Вот что берётся за основу: общий поток спроса на каршеринг в городе? Или отдельно взятый район Москвы? Как на это все влияют пробки? А определённые временные рамки?

И какого хрена приложение не отображает тарификацию во время поездки, если цена за минуту во время поездки может измениться? Нехитрые математические калькуляции привели к такому прискорбному выводу не только меня, но и других «коллег по цеху».

Автор  Анастасия Ольденбургская | тэги: Каршеринг Яндекс Драйв
Автор Анастасия Ольденбургская | тэги: Каршеринг Яндекс Драйв

Автопарк и Я.Авто

Яндекс решил сильно не заморачиваться с рекламой (действительно, зачем?) и придерживался маркетинга в стиле Партизан-промо: примерно за месяц выдал своим сотрудникам по машине и заставил их перемещаться по своим делам на брендированных тачках. Как бы и деньги сэкономил (надо ж было откуда-то 750 машин к запуску достать), и работникам конторы плюшек добавил, и даже тот народ, который от каршеринга дальше, чем Москва от Анадыря, прочухал, что грядет что-то необычное. В общем, только ленивый не видел Драйвовские KIA Rio, Rio X-line и Renault Kaptur на парковках и в потоке машин на улицах города.

-5
-6
-7

Ни одна из этих машин не является уникальной для каршеровода, поэтому говорить об их ТТХ не буду. Расскажу лучше о удивительной системе Яндекс.Авто.

В общем, инженеры Яндекса или инженеры из дилерского центра, которым сношали мозг манагеры Яндекса, смогли добиться весьма качественного результата, интегрировав планшет на центральную консоль авто. Респект и уважуха: ни зазоров тебе, ни щелей, миллиметрик к миллиметрику! Красиво сколхозили, молодцы! Забыли только питание на USB-разъем кинуть, чтобы телефон можно было заряжать. Зато интернет провели, включаешь Я.Навигатор, Я.Радио, Я. Погода — все работает, не тормозит, не глючит.

-8
-9
-10

Приложение

Выглядит круто, минималистично, но порой неинформативно. Когда выбираешь тачку, чтобы ее забронировать, между тарифами можно переключаться свайпом, подтверждать бронь не надо, сразу включается обратный отсчет 20-минутного бесплатного бронирования. Из этого меню можно отказаться от аренды, поморгать аварийкой, прогреть и связаться со службой поддержки. При этом зачастую при включении дистанционного прогрева на экране всплывает уведомление про «чего-то неработающий сервер», но в большинстве случаев на включении режима это никоим образом не сказывается. Кроме того, есть детализированный отчет по уже совершенным поездкам с указанием мест, где пользователь нарушил правила дорожного движения.

Помимо вышеуказанных нюансов с отображением тарифа (хотя счетчик стоимости аренды прикрутили), во время активного сеанса аренды доступен одометр (глючит/не работает) и таймер.

Вот главный косяк, с которым столкнулась лично я, причем несколько раз — это открывшаяся в приложении, но закрытая по факту машина. Разработчики Яндекс.Драйва были настолько уверены в собственной неотразимости (назовем это так), что даже не предусмотрели в меню начала аренды каких-либо нештатных ситуаций. То есть ты открываешь машину, она не открывается, и ты не знаешь, что делать и куда бежать: телефон поддержки в приложении не показывается. Приходится отменять бронь, заново арендовать машину и надеяться на то, что все случится со второй попытки. Либо подтверждать наличие документов, не убедившись в том, что они там есть, и подписывать акт приема-передачи, стоя на улице, в надежде на то, что система отвиснет.

Когда мне не помогло и это, пришлось еще раз отменить аренду, забронировать машину и на этапе бесплатного ожидания позвонить в службу поддержки. И тут, товарищи, начинается цирк с конями!

Автор  Анастасия Ольденбургская | тэги: Каршеринг Яндекс Драйв
Автор Анастасия Ольденбургская | тэги: Каршеринг Яндекс Драйв

Служба поддержки

Чтобы дозвониться до колл-центра мне потребовалось минут 10. Как бы на улице -15, я прыгаю вокруг каптюра, который не подает признаков жизни, параллельно с этим на громкой связи висит дозвон до СП. (Да, я не стала пользоваться telegram-ботом Я.Драйва, на вопрос почему — отвечу ниже)

Обычно, из трубки доносится голос механической женщины, которая ведет обратный отсчет в стиле: «Ты не один у кого проблемы, вас таких NN (число). Поэтому ответим мы минут через дцать». В случае с Я.Драйвом просто играет музыка, сначала ты теряешь счет времени, а потом и надежду, что тебе кто-нибудь ответит. Но тут наступает тишина и некий Александр приветствует меня радостным «Добрый вечер!».

-12
-13
-14

Стоит ли описывать, куда хочется направить Александра после 10-минутного ожидания? Думаю, нет.

Объясняю проблему, прошу открыть каптюр дистанционно, на что получаю просьбу представиться, причем полностью (по номеру телефона, к которому привязан аккаунт Яндекса, это сделать, видимо, не реально), и предложение составить обращение о неполадках. Карл, обращение!!! В ситуации, когда ты замерз, уже как-то пофиг, поэтому соглашаешься на все. После чего Александр берет 4х-минутный таймаут.

Когда я вновь слышу его голос на том конце провода, у меня уже не хватает сил, чтобы «понимать», что они только запустились, что у них первый день работы, 750 машин и куча недовольных пользователей, которые также как и я чего-нибудь хотят от СП. Да мне вообще в этот момент откровенно пофиг на все их проблемы и неурядицы. Я хочу, чтобы мне открыли машину.

-15
-16
-17

Но нет, чуда не случилось. Сотрудники СП не умеют открывать тачки удаленно, или не хотят, или просто во всем виноваты французы, Renault и русская зима.

Мне показалось, или Александр действительно несколько обиделся, когда на очередное его предложение подождать немного (пока они будут пытаться решить мою проблему), я сказала, что отменяю бронирование и арендую другой автомобиль другого оператора?

Telegram-бот

Да, я знаю, что у Я.Драйва есть чат-бот в телеге. «Единственный и неповторимый бот поддержки сервиса Яндекс.Драйв» (Я не знаю, как вставить ссылку на профиль бота, поэтому вот его имя — @YandexDriveSupportBot). Но зачем он нужен, если он ничего не умеет?

Моя переписка (когда еще днем у меня не захотел открываться X-Line) выглядела с ним следующим образом.

Автор  Анастасия Ольденбургская | тэги: Каршеринг Яндекс Драйв
Автор Анастасия Ольденбургская | тэги: Каршеринг Яндекс Драйв

Как бы в моем понимании, бот должен сразу отвечать на вопрос. Ну то есть мгновенно, так как все его ответы и рекомендации уже заранее прописаны в коде. Поэтому спустя минуту молчания — завершаешь чат и пытаешься выяснить ответ на свой вопрос по-другому.

Куда проще и понятнее сделан чат-бот у YouDrive. Он сразу предлагает тебе максимальное количество возможных вариантов решения проблемы, и если тачка не открывается, то предлагает сначала открыть двери через Bluetooth, а потом (крайний случай) коннектится к авто через резервный канал связи.

Ребята из Карусели тоже пользуются телегой, но отвечают быстро, оперативно и помогают решить проблему.

Вместо заключения

Так сложилось, что 21 февраля у меня прошло под девизом Я.Драйва. Не то чтобы я специально искала их машины, обычно они были где-то рядом. Это — большой плюс.

Буду ли я им пользоваться? — Да. При грамотном подходе и рациональном пользовании, Я.Драйв окажется выгоднее большинства даже бюджетных операторов (Вам с шашечками или ехать? — спросите вы. — Мне, конечно, ехать, но чтобы при этом получать достойный сервис за свои деньги). Чтобы провести точную аналитику и привести доказательства придется, конечно, немного подождать (мы же верим, что скоро-скоро появится фиксированный тариф), но уверена, цифры мои слова подтвердят. Пока что, по моим ощущениям, каршеринг Яндекса выходит дешевле половины игроков на рынке (типа YouDrive, EasyRide, TimCar, премиум-сегмента Anytime и BelkaCar), но чуть дороже — в пределах среднерыночной стоимости (Делимобиль, Carenda, Rentmee, Car5 и тп). Однако неоспоримым плюсом является нормальный (читай — новый) автопарк, как по качеству, так и по количеству.

У Драйва есть внушительное количество минусов и недочетов. Яндекс выкатил сырое предложение и сделал это несмотря на то, что компания располагает внушительным аналитическим отделом, который потратил огромное количество времени и сил на изучение опыта других операторов, а также длительные тесты нового сервиса. Но все эти косяки поправимы. Доработка потребуется везде: начиная от приложения и заканчивая обучением сотрудников, которые работают с клиентами.

У меня нет сомнений, что Я.Драйв выбьется в лидеры среди других каршерингов и займет свое место в «большой пятерке». Когда это случится — вопрос времени. Яндекс дал жару отрасли еще до запуска, заставив кого-то пересматривать ценовую политику, кого-то — условия предоставления услуг, в общем, равнодушных к этому событию в Москве не осталось. Но свои мысли на этот счет я расскажу в следующий раз