До 2010 года в России не было сервиса, который решал бы геомаркетинговые задачи онлайн, не выходя из офиса: помогал найти лучшее место для открытия супермаркета, ресторана или DIY-гипермаркета. Были либо сложные геоинформационные системы, либо полевые исследования. В 2010 году мы запустили облачную платформу Geointellect. Сервис платный, но на сайте каждый пользователь может ознакомиться в демо-версии с интерфейсом и примерами данных. Каждый пользователь платформы может без специальных знаний проанализировать будущее торговое место.
Кому нужна геомаркетинговая платформа:
- FMCG-ритейл,
- Сети кафе, ресторанов, fast-food,
- Медицинский и фармритейл
- DIY-ритейл
- Банковский ритейл
В общем малый, средний и крупный бизнес, который продаёт товары и услуги в офлайне. Мы работаем как с крупными компаниями (X5 Retail Group, Prisma, Дикси, Заодно) так и с небольшими сетями и даже с ИП.
Что такое геомаркетинг и зачем он нужен
Геомаркетинг — это технология маркетингового исследования, основанная на географическом анализе распределенных в пространстве объектов и явлений. Проводится исследование в геоинформационной системе, которая интегрирует инструменты зональной статистики, карты и статистические данные.
В результате можно найти место для открытия нового объекта, проанализировать конкурентную ситуацию на рынке, спрогнозировать товарооборот нового объекта, понять, как меняется рынок, если появятся новые объекты.
Говоря простым языком, чтобы понять, где открыть продуктовый магазин, нужно проанализировать множество данных:
- Показатели продуктовых магазинов данной сети, если она есть.
- Конкуренты.
- Численность населения.
- Доходы населения.
- Объекты притяжения целевой аудитории.
Подробно об этом мы рассказывали для блога Digital Eva и на конференции Yac 2017
Как геомаркетинговая платформа помогает найти хорошее место?
Платформа содержит карты, инструменты зональной статистики и группы данных:
- Где население живёт.
- Где население работает.
- Как население перемещается.
- Все организации города.
- Свободные коммерческие помещения.
- Доходы населения.
Пользователь может собирать данные в интересующих местах и выгружать их в xls, doc, ppt или может провести полноценное геомаркетинговое исследование. Разберём на примере.
Алгоритм геомаркетингового исследования для пекарни
Допустим, кто-то собирается открыть пекарню, и хочет выбрать из двух коммерческих помещений лучшее. Оба помещения в спальных районах. Владелец рассчитывает охватить аудиторию проживающих людей, поэтому выбирал помещение внутри квартала, но у него нет никаких данных. Какие данные он может получить из геомаркетинговой платформы.
1. Численность населения вокруг торгового объекта в потенциальной зоне обслуживания
Пользователь строит зону пешеходной доступности к объекту (границы зоны показывают, из каких точек человек дойдет до пекарни за 10 минут) и получает информацию о том, что в этой зоне проживает 14 242 человека. Для крупных объектов используются зоны транспортной доступности. Такой инструмент тоже есть в системе.
2. Конкуренты
В той же самой зоне располагаются 10 объектов общественного питания, и ни один не является прямым конкурентом.
3. Доходы населения
Модель доходов семьи, состоящей из двух работающих, показывает, что в этом квартале проживает население со средним доходом 100 393 тыс. рублей для двоих человек. Эту модель мы разрабатывали сами: собирали статистику по классам жилья и по стоимости аренды.
4. Прогноз товарооборота
Чтобы спрогнозировать среднедневной товарооборот, нужно знать разные показатели: количество жителей, количество пешеходов, посещаемость конкурента, если владелец бизнеса строит бизнес по аналоговой модели, средний чек. Когда пользователь вводит нужные параметры и выбирает конкурентов из списка, платформа сама рассчитывает количество жителей, которые придут в пекарню, и среднедневной товарооборот, который уже учитывает товарооборот, который «отъест» конкурент. При условии, что коэффициент посещаемости пекарни, приходящийся на одно домохозяйство, составляет 0,3, а размер среднего чека — 170 рублей, товарооборот составит 450 750 рублей в день.
Крупные торговые сети разрабатывают свои модели расчёта товарооборота. Мы проводим целые исследования на эту тему: собираем данные по сети, анализируем их, ищем взаимосвязи. В результате мы получаем модель расчета товарооборота и % ошибки и можем применять эту модель к будущим локациям.
Но для пользователей, у которых нет сети и возможностей для исследования мы создали усредненный инструмент, который позволяет рассчитать потенциальный товарооборот для нового объекта. К сожалению, понять, какая тут будет ошибка, непросто.
Приведённые примеры — не единственные данные в системе Геоинтеллект. По всем городам России в систему загружено около 2000 информационных слоёв. Данные по населению, инфраструктуре, доходам по данным Росстата есть практически по всем городам России, а более расширенный список данных доступен по ряду городов, в основном по миллионникам. Конечно, большую часть данных мы собираем по Москве и Санкт-Петербургу, но и спрос на эти города самый высокий.
Мы предоставляем разовые и абонентские доступы к системе в зависимости от потребности клиента, консультируем и регулярно проводим вебинары и семинары, на которых делимся полезной информацией о геомаркетинговых методах для разного бизнеса. Сейчас геомаркетинг в России ещё развивается, и многие владельцы торговых точек даже не знают о существовании таких исследований. Своим сервисом и знаниями мы помогаем развивать бизнес, и надеемся, что с годами о геомаркетинге будет знать каждый бизнесмен.
Подключайтесь. Совсем недавно мы завели Телеграм-канал, в котором планируем делиться полезной информацией о геомаркетинге, данных и аналитике.