Найти тему
ProTанки

Тяжелая бронемашина SdKfz 231

В середине 30-х гг. армия Германии быстро росла и ей требовалось все больше и больше новой техники. Не успели шестиколесные бронемашины поступить на вооружение вермахта, как военные осознали, что бронеавтомобили этого типа совсем не то, что нужно. Главная причина была в недостаточной проходимости на пересеченной местности. Армейское начальство затребовало от конструкторов создания восьмиколесного бронеавтомобиля с силовой установкой соответствующей мощности. В качестве основы при создании нового бронеавтомобиля выбор пал на шасси полноприводного восьмиколесного (8х8) грузовика Bussing-NAG. Работы по созданию бронемашины шли полным ходом с 1935 г., а первые бронеавтомобили армия получила в 1937-м.

Данная 8x8 тяжелая бронемашина носила название schwerer Panzerspahwagen SdKfz 231, а чтобы избежать путаницы (существовал шестиколесный бронеавтомобиль с таким же наименованием), новой машине присвоили дополнительный индекс (8-Rad). Потом в войсках этот бронеавтомобиль назвали Achtrad (восьмиколесный). Новая машина прекрасно показала себя в условиях пересеченной местности, однако достигнуть столь же впечатляющих характеристик на шоссе оказалось непросто. Шасси получилось весьма сложным и, как следствие, дорогостоящим. В результате выпуск велся крайне невысокими темпами. Ведущими и управляемыми были все колеса, при этом машина имела полностью автономную подвеску, что позволяло ей успешно действовать в условиях бездорожья на Восточном фронте. Если забыть о стоимости и технологической сложности производственного процесса, «восьмиколесный» имел лишь один недостаток - бронеавтомобиль был слишком высок и потому превращался в довольно заметную мишень на поле боя.

Машины серии SdKfz 231 выпускались до 1942 г., когда их сняли с производства, заменил на SdKfz 234. Всего промышленность поставила армии 1235 единиц изделия, которое находило применение на всех фронтах до конца войны Бронеавтомобили неплохо зарекомендовали себя во время боев в Северной Африке.

SdKfz 231 (8-Rad) оснащался устанавливавшейся на качающейся части башни 20-мм пушкой KwK 30 или KwK 38, спаренной с 7,92-мм пулеметом MG 34. Выпускались также машины версии SdKfz 232 (8-Rad) с мощной рацией и соответствующими антеннами, а также командирская модификация SdKfz 263 (8-Rad) с неподвижной броневой рубкой вместо башни. Так же как SdKfz 232 (8-Rad), она снабжалась предназначенной для дальней связи радиостанцией с рамочной антенной. Шестиколесной машины под индексом SdKfz 233 не было, а восьмиколесная оснащалась 75-мм танковой пушкой, устанавливавшейся на ранних версиях танков PzKpfw IV. SdKfz 233 не имела башни: ее заменяла открытая рубка с орудием, отличавшимся ограниченным горизонтальным углом наведения. Машина обслуживалась экипажем всего из трех человек и предназначалась для оказания огневой поддержки бронетанковым разведывательным подразделениям. Объемы выпуска SdKfz 233 были весьма ограниченны.

Первые SdKfe 233 начали поступать в действующие части вермахта в конце 1942 г. Машина весьма хорошо себя зарекомендовала, но в то время установка орудия с ограниченным углом наводки считалась уже неуместной роскошью, если пушка не была противотанковой. Несмотря на это, на фоне обычной разведывательной техники SdKfe 233 была весьма эффективным средством поддержки других «восьмиколесок».

Тактико-технические характеристики SdKfz 231 (8-Rad)

Экипаж: 4 человека

Вес: (боевая масса) 8,3 тонны

Габариты: общая длина 5,85 м; ширина 2,20 м; высота 2,34 м

Силовая установка: один бензиновый двигатель водяного охлаждения «Бюззинг-НАГ» L8V-G мощностью 150 л.с. (112 киловатт)

Боевые характеристики: максимальная скорость хода по шоссе: 85 км/ч; максимальная скорость хода по пересеченной местности 30 км/ч; запас хода по шоссе 270 км; запас хода по пересеченной местности 150 км. Преодолеваемые препятствия: брод 1 м; склон 30°; стенка 0,5 м; ров 1,25 м