Личность Уайтчепелского убийцы в конце 19 века приобрела зловещую популярность не только из-за его громких преступлений, но и благодаря более чем 200 письмам за подписью «Джек Потрошитель», которые отправлялись в полицию или в газеты перед убийством или после. Однако вопрос авторства писем до сих пор открыт. Самое удивительное, что почерковедческая экспертиза писем проводилась, а вот автороведческая нет. В чем разница между этими видами исследования и как проводят второе расскажу в этой публикации на примере недавнего исследования эксперта-лингвиста, преподавателя Манчестерского университета Андреа Нини.
Что такое почерковедческая экспертиза? Если совсем вкратце, то это исследование собственно почерка — завитков, наклона букв и прочих особенностей рукописного текста. Лингвисты же при определении авторства анализируют речь: употребление слов, синтаксических конструкций, стилистику, орфографию, пунктуацию и некоторые другие параметры. В этих случаях принято говорить об автороведческой экспертизе (forensic authorship). С ее помощью можно определить возраст, пол, место жительства, профессию и получить иную информацию о личности человека. Что может натолкнуть эксперта на определенные выводы? Повторяющееся неправильное написание слова, особенности в постановке знаков препинания, употребление слова в каком-то не свойственном этому самому слову значении, своеобразное использование определенного типа предложений. Это далеко не полный перечень признаков.
Вернемся к письмам Джека Потрошителя. Наиболее поддерживаемая теория их авторства заключается в том, что самые ранние ключевые тексты были написаны журналистами, для того чтобы поднять тиражи газет, и что одному и тому же человеку принадлежит текст двух самых ранних писем. Возможно, наиболее важное письмо («Уважаемый Босс») было отправлено 17 сентября 1888 года в Центральное новостное агентство Лондона и впервые было подписано «Джен Потрошитель», что и послужило созданию псевдонима. Корпус текстов «Джека Потрошителя» для исследования составлял 209 единиц, 17464 слов. Сложность для Андреа Нини заключалась в том, что все тексты корпуса схожи по коммуникативным и некоторым другим параметрам. Например, 67% писем были написаны в Скотланд Ярд, главе полиции Лондона сэру Чарльзу Уоррену, а также инспектору Абберлайну. Только 33% писем были написаны неизвестным адресатам или адресованы всем горожанам, газетам, новостным агентствам, школам или частным компаниям. Наибольшее количество писем (75%) действительно было подписано как «Джек Потрошитель», однако были и варианты: «Джек Уайтчепелский Потрошитель», «Джек Потрошитель и сын», а некоторые вообще были подписаны другими именами («Джим Каттер», «Билл Боуэлер»). Ключевой вопрос, который стоял перед исследователем: какие письма из корпуса были написаны одним автором. Главное в любом исследовании — это методика. Андреа Нини для исследования выбрал метод анализа, который включает добавление текстов-дистракторов (сравнительные образцы), содержащих схожие признаки. Кроме того, изначально он столкнулся с тем, что в составленном корпусе текстов были очень короткие письма (средняя длина 83 слова), чтобы можно было получить достоверный результат. В качестве таких контрастных текстов были выбраны произведения журналистов Буллинга и Беста (именно их подозревали в том, что они сфабриковали письма). Также исследователь использовал корпусы текстов, содержащие материалы об английском языке 19 века. При подведении итогов Андреа Нини не учитывал такие синтаксические конструкции, как «я есть», «у меня есть», «я буду», поскольку они отражают общеупотребительные грамматические структуры английского языка. Исследователь же обратил внимание на то, что в некоторых письмах словосочетания «Уважаемый Босс» и «дерзкая Джеки» разделены глаголом «работа», который эвфемистически указывает на акт убийства. Также Андреа Нини выделил синтаксические конструкции, которые редко (от 10 до 18 раз на миллион слов) встречаются не только в письмах, которые он исследовал, но и в корпусе английского языка 19 века. При исследовании некторых писем Андреа Нини обратил внимание, что частично содержание было скопировано из предыдущих текстов.
Проведенное Андреа Нини сравнение самых ранних писем, когда-либо полученных в деле об убийствах в Уайтчепел, подтверждают гипотезу о том, что два наиболее знаковых текста («Дорогой Босс» и «дерзкая Джеки») были написаны одним и тем же человеком. Вероятно, существует также авторская связь между этими двумя текстами и третьим письмом («Моав и Мадиан»), отправленным одному и тому же получателю. Эти результаты представляют новые доказательства по делу Джека Потрошителя, хотя и не раскрывают информацию о личности преступника(ов).
При подготовке публикации была использована статья Andrea Nini “Authorship analysis of the Jack The Ripper letters”, опубликованная в журнале “Digital Scholarship in Humanities”
©Юлия Донскова
©Донскова-эксперт