Найти тему

Детдомовские дети.Первое знакомство и разрушение стереотипов.

Не так давно волею случая оказалась я возле детского дома.
Когда-то давно мы жили на соседней улице и я работала там музыкальным работником. Всего пол года. Декрет заставил уволиться. А потом мы уехали и смысла возвращаться уже не было.

С детства у меня (как и у многих наверное) закрепилось представление о детском доме, как о месте, где дети глубоко несчастны, потому что у них нет мамы и папы. А в голове рисовалась картинка с заплаканным ребёночком, который смотрит в окно в ожидании, что мама найдётся.

Первый раз жизнь столкнула меня с детдомовскими детьми, когда я работала муз. руком в пионерском лагере в Хабаровске.
Точнее муз. руком я числилась. Потому что по непонятным причинам, когда я явилась на место работы с направлением, оказалось, что музыкант в лагере уже есть. Причём такой взрослый, солидный дядечка, который естественно уступать мне место не собирался.
Отправить меня обратно администрация вроде как права не имела--у меня практика. В итоге я была там... не пойми кем. Но с зарплатой.
В домике для обслуги, куда меня поселили, никто меня не обижал. Но я быстро поняла, что долго с ними не протяну. Эти ребята были для меня слишком взрослыми. Им уже лет по 20.
Балдёж всю ночь, выпивка, шуры-муры... А мне--страшно подумать!--16 лет. Я ничего этого не знала и не хотела.
После первой же бессонной ночи я в панике стала думать куда бы перебраться. Гуляя по лагерю познакомилась с десятилетними ребятишками. И выяснила, что у девочек в спальне несколько свободных кроватей.

Вожатые были совсем не против, что бы я жила в отряде. Лишние глаза для присмотра за детьми разве плохо?
Наверное у меня на лбу было написано, что я добросовестная. Потому львиную долю своих обязанностей они с лёгкостью переложили на меня. И мне это нравилось!
Я играла с ребятишками, готовила их к мероприятиям, если они были музыкальные, прикрывала вожатых, когда после отбоя они сбегали на волю.

Корпус, где жили детдомовские дети располагался прямо напротив нашего. И вожатые дали очень строгое указание не приглашать детдомовских детей в наш корпус, а лучше вообще не общаться. Дескать, на руку эти дети не чисты. Потом вещей не досчитаемся и спросить будет не с кого.

А мне наоборот так хотелось познакомиться с ними по ближе! Я всматривалась в лица этих ребятишек и пыталась понять каково это--быть детдомовским. Я жалела их заранее. Каждого готова была обнять, сказать что-то хорошее, чем-то поделиться.
Это были уже не малыши. Школьники от 7 до 14 лет. И они вовсе не выглядели несчастными и обездоленными. В этом было некоторое несоответствие с тем, что обычно я слышала. Но разобраться и понять что к чему можно было только войдя в их особенный мир, в который, надо сказать, они никого не звали. А у меня не было повода.
Но однажды их воспитательнице посреди тихого часа срочно понадобилось куда-то. И она прибежала к нам с просьбой подменить её на пару часов.
Я согласилась и с этого момента у меня началась очень тёплая дружба с детдомовскими ребятами.

В этот тихий час я рассказывала им истории.
Я много читала фантастики и приключений. Всё что мне нравилось и будоражило фантазию, я старалась передать им в красках.
Когда воспитательница вернулась, в корпусе стояла такая тишина, что сначала она решила, что что-то случилось.

На следующий тихий час она опять пришла за мной, хотя уходить не собиралась, и сказала, что ребята очень просили ещё что-нибудь рассказать.

Всю смену детдомовцы вились вокруг меня стайкой. Те, что по младше не упускали случая по обниматься. Старшие по пятам, конечно, не ходили, но если я сидела в поле их зрения на лавочке, всегда собирались большой компанией и болтали "за жизнь".

Это был не хабаровский детдом, а из какого-то отдалённого районного центра, откуда их вывозили крайне редко. Но про своё житьё-бытьё они рассказывали очень весело, без трагизма от того, что лишены каких-то благ. И вообще не чувствовалось, что они чего-то лишены.

Вот тогда я поняла. Это мы с вами отсутствие мамы и папы воспринимаем, как величайшую трагедию. Мы знаем что такое--потерять любовь и тепло родной души. А они в большинстве своём просто не знают что это такое! А некоторые только в детдоме про это и узнают. Потому что часто там относятся к ним лучше, чем дома. И то, что сладкое они получают не так часто, а мороженое раз в пол года, для них вовсе не трагедия.
Ну в общем, не увидела я там надломленных душ. Обычные ребятишки. Хорошие, умные.

(продолжение будет)