Возвращаться к жизни очень болезненно. Каждый раз, поверь мне.
Всегда любил киберпанк за его нуарность. Пик технологического прогресса на фоне свободного падения морали общества, хакеры-киборги, всемогущие корпорации, искусственный интеллект, чёрные рынки органов и модификаций, которые превращают людей в супергероев. Сплошная романтика. В последнее время жанр обрёл второе дыхание, неуверенное и робкое, но все же. Перерождение игровой серии Deus EX внушало надежды, экранизация «Призрака в доспехах» — трепет, а продолжение «Бегущего по лезвию» — недоумение. Кто бы мог подумать, что «Бегущий» практически превратится в арт-хаус (отменный, нужно заметить), а «Призрак в доспехах» окажется пластмассовой поделкой. Deus EX не разочаровал, но все ждут Cyberpunk 2077 от студии CD Projekt, создателей «Ведьмака». На все это не мог не обратить внимание великий и ужасный Netflix, который решил сделать свой киберпанк с блэкджеком и... ну вы поняли.
Ещё одной отличительной чертой жанра является вялотекущая детективная линия. Герой вроде бы расследует дело, а вроде бы неумолимо несётся к трагической и мрачной развязке, после которой можно разочароваться во всем человечестве. И «Видоизмененный углерод» (Altered Carbon) не является исключением. Его даже можно назвать образчиком жанра, но идёт ли это на пользу сериалу или делает его стерильным и скучным? Давайте разбираться.
Нужно понимать, что оригинальный роман вышел в 2002 году, поэтому завязка не блещет оригинальностью: явно непростой боевик-террорист с воспалённой моралью Такеши Ковач отбивается от толпы спецпназа вместе со своими любовницами-напарницами. Отбивается неистово, но безуспешно: Ковача убивают. А спустя 250 лет оживает — но уже в теле практически истинного арийца, эдакого Александра Скарсгарда для бедных (тоже швед Юэль Киннаман, которого должны знать фанаты «Убийства»). Вокруг сплошной киберпанк, у всех людей ниже затылка есть круглый чип (стэк), который можно пересаживать в любые тела: вопрос, сколько у вас есть денег и не поврежден ли чип безвозвратно. Нам тут же показывают суровые законы мира будущего: маленькая девочка попадает под машину, но ее переселяют в тело старухи, ведь хорошие тела продают за деньги, а родители девочки бедны. На улице напротив центра «пересадки» религиозная группа неокатоликов протестует против «воскрешений». Картинка утопает в небоскребах, летающих машинах, проекционной рекламе и не менее проекционных проститутках, а главный герой щеголяет в пальто в пол. Все атрибуты жанра на месте и работают хорошо. За это создателям отдельный респект.
Такеши, которого обвинили в психотерроризме, действительно не так прост, он что-то типа идеальной машины для убийства. Таких, как он, называют инвоями: превосходный боец, гениальный биохакер, о его интуиции слагают легенды, и конечно, он отличный детектив. Именно поэтому его и пробуждают от пожизненного заключения. Очень богатый и не очень хороший миллиардер Лоуренс Бэнкрофт поручает расследование собственного убийства Такеши. Да-да, Лоуренсу вынесли мозги и сожгли стэк — благо он настолько богат, чтобы сделать бэкап самого себя, почти как облачная память смартфона, которая записывает образ вашего гаджета в определённое время. Миллиардер не помнит, кто его убил, но очень хочет это выяснить. Образ жизни Бэнкрофта оставляет желать лучшего — эдакая смесь богатства и технологий Тони Старка с извращёнными аппетитами Джокера — так что список подозреваемых весьма длинный. Ведь если живешь вечно, становится очень скучно. Смекаете? Коварный миллиардер даёт Ковачу неограниченный доступ ко всем материалам по делу и просит раскрыть собственное убийство. За это он подарит Такеши много денег и какое-то подобие жизни, которая Ковачу не то чтобы очень нужна. Однако после пары флешбеков и многозначительных взглядов вдаль, он все же соглашается. На пути ему встретятся весьма интересные персонажи: развратная жена миллиардера, искусственный интеллект По (да, Эдгар тут как раз при чем), который управляет гостиницей и становится другом и напарником Такеши. Хотя «напарник» неправильное слово — скорее, он похож на Альфреда из историй про Бэтмена. Добавьте сюда молодую и горячую девушку — полицейского, сестру и возлюбленную наставницу из бесконечных флешбеков, и получите нормальный такой замес. И вроде все на своих местах, да и повествование ровное, но все это выглядит максимально странно. В хорошем смысле странно. Декорации доведены до идеала, каждую новую локацию хочется ставить на паузу и разглядывать в мельчайших подробностях. Общую деморализацию подогревают постоянными сценами секса и эротики уровня «Тинто Брасс отдыхает». А в какой-то момент Ковач, обладающий выдающимся торсом, практически отказывается от верхней одежды — думаю, дамы это оценят. Да и помимо него, колоритных персонажей здесь хватает: злодеи с ирокезами и татуировками по всему лицу, красотки, предпочитающие максимально лёгкую одежду, психи, которые выглядят максимально сумасшедшими. Отдельно хотелось бы отметить необычную красоту мексиканской актрисы Марты Игареды, которая играет офицера полиции Кристин Ортегу. Опытные сериаломаны отметят забавную роль Мэтта Фрюэра (Пси Фактор).
Каждая серия строится вокруг эффектной сцены: бал бессмертных снобов-аристократов, лагерь прокажённых, пытки в виртуальной реальности. Атмосфере способствует хорошо поставленный экшн: Такеши крушит врагов с таким неистовством, что в его суперсиле ни на секунду не возникает сомнений. За сезон мы увидим метаморфозу этого персонажа: из борца за справедливость Ковач превратится в человека, которому нечего терять — и обратно.
Развиваются не только герои. В отличие от убогих «Голодных игр» и «Дивергентов» в «Углероде» представлена убедительная антиутопия. Обычно в подобных произведениях мрачный мир будущего подают как данность, но здесь нам подробно расскажут, откуда у человечества появилась технология воскрешения. Спойлер: Фокс Малдер был бы доволен. Вопрос, стоит ли возвращать людей с того света, также не оставляют в качестве фоновой философии: в «Углероде» его рассматривают на примерах конкретных героев, которые обсуждают веру, у которых есть свои страхи и переживания. Персонажи выглядят живыми не потому, что у них есть скелеты в шкафу (даже у нового тела Такеши они есть), а потому, что их сюжетные линии развиваются, возникающие пробелы логично заполняются, а к мотивации героев не возникает вопросов. Мало того, что авторы заставляют нас задуматься на тему жизни и смерти, так ещё и делают это с мрачным юмором. Чего стоит воскрешённая для семейного ужина бабуля: все бы ничего, но возродили ее в теле огромного, бородатого рецидивиста.
Но не все так идеально. В какой-то момент флешбеки Такеши (в которых он расхаживает в родном теле азиата) натурально начинают давать ужасный сериал «Стрела»: герои стоят по кругу в лесу и несут пафосную чушь. Да и финал сезона берет такую ноту, что диву даёшься. Но тут «Углерод» спасают мощнейшие диалоги: они практически гипнотизируют зрителя вкупе с красочными сценами и хриплым закадровым голосом Ковача (смотреть только в оригинале!).
«Что же в этом странного?» — спросите вы. Вроде как я описываю один из очевидных хитов 2018 года. Отвечаю: перед нами не хит, не откровение и даже не самый оригинальный продукт. Перед нами — произведение искусства. Отточенное, призванное созидать, застывшее в вечности. Именно поэтому «Видоизменённый углерод» — странный сериал: он сделан для всех, но не все его поймут. Netflix не зря сделал ставку на этот проект и опять поднял планку качества. Хватит ли запала «Углерода» на 10 сезонов? Уверен, что нет. Но это не отменяет необходимости провести эти выходные в компании инвоя Такеши Ковача
Подпишись на канал Серийного человека в Телеграме.
Поспорить с автором можно там же (но это не точно).