Найти в Дзене
Александр Латкин

Гоголь в исполнении Ксении Собчак как зеркало выборов

Александр Латкин об убогости политических процессов. И о том, что это прекрасно!

Театр в супер-центре Москвы заполнен красивыми дорого одетыми девицами, сопровождаемыми мужчинами немного диковатого, но уже облагороженного вида. Собственно театральной публики не так уж много — спектакль идет уже несколько лет и, несмотря на несколько полу-скандалов, модным не стал. Полу-скандалы были связаны с участием в спектакле нетеатральных звезд — точнее, недоумение театральной общественности вызвал нетипично высокие для нынешнего театра гонорары этих звезд. Хотя, похоже, именно этот факт был главным маркетинговыми приемом рекламы спектакля — новым прочтением гоголевской «Женитьбы» удивить не удалось.

Вся публика — в очень чистой новой модной и незимней обуви. Первый русский поэт, знающий что такое EBITDA, прибывший в театр пешком из сырой грязной московской зимы, злится на свои грязные ботинки. Он, даже будучи юным жителем советской уральской провинции умудрялся кичиться чистой обувью. Но нынешняя антиснеговая соль абсолютно лужковских свойств не закрашивается даже дорогими портативными чистящими средствами. Поэт пытается смыть соль перед стильным туалетным умывальником и его настроение улучшается когда он видит чуть презрительные взгляды в свою сторону.

«Гуманизация элиты растет. — умиляется поэт. — Раньше бы эти мужики, чьи ботинки чисты не потому что они их чистят, а потому что ездят на купленных на ворованные деньги бронированных чудовищах, стали бы шутить в стиле русского шансона. А сейчас они лишь толерантно ухмыляются».

Увеличенное количество среди публики ранее диких, а теперь вполне толерантных мужчин, объясняется просто — одну из главных ролей в спектакле играет кандидат на должность Президента Российской Федерации Ксения Собчак. Спектакль идет редко, билеты стоят дорого, увидеть одну из самых значимых звезд российской элиты для тех, кто думает, что находится в этой элите — интересно, поучительно и полезно. Теперь они имеют полное право сказать, что видели Ксению Собчак на в телепрограмме «Дом-2», а в театре. К тому же мужчины справедливо полагают, что сочетание на афише слова «комедия» пусть и Гоголя, и имени Собчак обещает им вполне смешное и необременительное шоу.

Поэт, упиваясь антиэлитными размышлениями, не может понять зачем он здесь находится. У поэта, конечно, нет денег на такие развлечения — сюда он попал бесплатно по приглашению знакомого актера.

С первых слов спектакля поэт понимает зачем Провидение привело его на этот спектакль — поэту грубо, в лоб, без двойных смыслов демонстрируется картина реального предвыборного состояния его страны. Правда, спектакль был сделан задолго до выборов — тогда появление в списке претендентов на высший пост Ксении Собчак никто не счел бы даже шуткой.

В спектакле представлено все, что должно по мнению абстрактного независимого наблюдателя — если таковой, конечно, возможен — быть в картине описания нынешнего состояния Родины: гламур в самом анекдотическом виде, наркотики, мультимедиа на службе государства, высокие технологии, прикрывающие убожество, фальшивые попы.

Когда поэт видит на сцене пресс-конференцию с явным намеком на общение с прессой сами-знаете-кого, он думает: «Ну они же не станут оформлять выборы невестой жениха как выборы президента!»

И далее поэт с ужасом обнаруживает, что его глупый и очевидный прогноз сбывается — выборы жениха реально оформлены как выборы президента. В такое бесстыдство трудно поверить, но бюллетени опускаются в прозрачную пластиковую коробку. Правда поэт давно не был на выборах, не помнит как выглядит урна для голосования и беспокоится о возможном нарушении исторической правды.

Но бесстыдство следующих художественных решений перекрывает все прежние сомнения. Одного из женихов — у Гоголя отставного пехотного офицера — привозят в цинковом гробу. И, открывая ящик и демонстрируя зеленого человека с дырками, говорят: «Жених приехал!»

То есть режиссер вот так просто передает привет главному постсоветскому режиссеру Алексею Октябриновичу Балабанову. Вот так походит к великому человеку, хлопает по плечу и говорит: «Ну что, брат Октябриныч?» И, видимо, ждет, что Балабанов ответит: «Да так, брат, так как-то все».

Дальнейшее достойно лишь перечисления через точку с запятой: Жених экзекутор в полицейской форме в сопровождении ОМОНовцев; Кандидат в президенты РФ Ксения Анатольевна Собчак в виде Смерти с косой; Ксения Анатольевна лысеет; Ксению Анатольевну бьют и выкидывают в пропасть.

Стоит еще раз вспомнить, что спектакль этот был сделан давно. Но сейчас он впрямую выглядит как политическая агитка на тему выборов. Считать, что этот спектакль, по уровню с трудом дотягивающий до студенческого капустника, стал провидческим не приходится.

Нет, это очень плохой спектакль, это даже не спектакль. Но он абсолютно точно, явно и в лоб описывает нашу политическую систему. Именно так и само участие Ксении Собчак в выборах явно и в лоб описывает нашу политическую систему. Все честно. Все ясно. Все дорого.

Вот такое у нас государство, что его так легко описать и понять. Все в лоб, все честно, один слой. И ранее диковатые, а теперь облагороженные мужчины, все прекрасно понимают — да, страна именно такая! да, они в ней хозяева! да, так приятно перепрыгивать чистыми незимними ботинками горы грязного снега, следуя из театральных дверей в ожидающую их огромную машину.

И это, на самом деле, прекрасная новость. Это значит, что наше государство плоско и одномерно, что оно при всей его кажущейся всесильности не оказывает серьезного влияния на жизнь русского человека. И что оно безбольно и безвольно естественным образом отомрет когда выйдет ему срок.

Первый русский поэт, знающий что такое EBITDA, напоминает: если вам понравилось или вы принципиально со мной не согласны — не забудьте подписаться на мой канал.

Читайте другие тексты Александра Латкина

Убей в себе советского шахматиста!

Лифт из бескультурья

В первый день весны зима говорит

Ну и Бог с вами!