Найти в Дзене
Академия дизайна Legko

Архитектурные стили: разбираем шутя

Оглавление

Барокко, классицизм, минимализм — звучит красиво, но что это, не всем понятно. Поэтому мы составили краткую памятку по архитектурным стилям, которая поможет разобраться чем отличается "коко" от "изма".

P.S. Архитекторы, искусствоведы и люди с тонкой душевной организацией не относитесь строго к нашим творческим изысканиям.

Готика 

"Рвущийся к небу"

-2

Холодок по коже, мистика вокруг, везде изображены мучения — признаки того, что вы стоите рядом с готическим зданием.

Предугадывая вопрос — нет, молодежная субкультура готов не имеет отношения к одноименной архитектуре. Изначально готами были средневековые варвары, нападавшие на чужие земли.Термин появился в 16 веке, чтобы отделить искусство ренессанса от немодного средневекового. А поскольку в эпоху Возрождения готический стиль считали примитивным и “варварским”, он и получил такое название.  

Характерные черты:

Масштабы

-3

Если долго смотреть на готический собор снизу вверх, можно потерять ощущение реальности и чувствительность шеи. Здания очень высоки и буквально устремлены к небу. Величина собора, несоизмеримая с размерами человека, оказывала сильное влияние на верующего. Через такое величие воспевали Высшие силы.

Детали

-4

Готические здания имеют заостренную форму. Кажется, если дотронуться то, можно уколоться. И детали не исключение. Двери высокие, кованые, с вытянутой, заостренной формой и обязательно украшены скульптурой. Окна удлиненные стрельчатые с массивной рамой и витражными узорами.

Портал

-5

Чтобы еще с порога вы подумали:“Пресвятые угодники, вот это величие!”, средневековые архитекторы придумали портал. Он представляет собой вход в здание, который постепенно разрастается и увеличивается вокруг центральной двери. Эффект от величия усиливался в разы, если рядом с порталом стояла пара горгулий.

Сюжет

-6

Главным в готике был религиозный сюжет: изображение сцен из жизни святых, темы мученичества, человеческих страданий и жертвенности. Любили также фольклорные темы вперемешку с фантастикой. Цель — создать ореол загадочности и мистики, далекий от мирской жизни.

Декор

-7

Храмы украшались рельефами, статуями святых и фантастических животных, растительным орнаментом. Особенно любили припугнуть прихожан скульптурами горгулий.

-8

Средневековые зодчие воспевали яркие цвета: желтый, красный, синий. Они использовали их в витражах. Витражи тоже были усилителем религиозных чувств. На них были изображены святые, и когда дневной свет проникал сквозь витражные окна, прихожанин чувствовал божественное присутствие. Хитрый же народ, эти средневековые зодчие!   

Барокко

"Лучше ПЕРЕ, чем НЕДО"


В 17 веке знать заскучала от мрачности и безжизненности готики и захотела чего-нибудь “эдакого”.  Аристократы обратились к искусству. Архитектура, скульптура, живопись, нескончаемая человеческая фантазия — все шло в ход, дабы показать иллюзию могущества и богатства. Так и появился барокко.
В 17 веке знать заскучала от мрачности и безжизненности готики и захотела чего-нибудь “эдакого”.  Аристократы обратились к искусству. Архитектура, скульптура, живопись, нескончаемая человеческая фантазия — все шло в ход, дабы показать иллюзию могущества и богатства. Так и появился барокко.

Распознать его нетрудно: если под лепниной, росписью, скульптурами, завитками и узорами не видно стен здания — это оно.

Характерные черты:

Театральность

-10

В 17 веке между светским обществом и церковью было #всесложно, поэтому скульптуры, орнаменты и рисунки передают эмоциональное напряжение. Чем драматичнее, тем лучше. Теперь понятно, что лица атлантов несчастные не из за тяжести бетонного бремени, а из за сложного устройства мира. Вот так...

Сложный сюжет

-11

Рассматривать здания в стиле барокко — как читать книгу: вникаешь в сюжет  от начала и до конца. А если не понял, в чем суть, то значит архитектор постарался на славу, перед вами произведение искусства.

-12

Например, как в стиле барокко отдать дань римским легионерам, искавшим источник живительной влаги? Изобразить бога Нептуна в раковине-колеснице, указывающего свою власть над морской стихией. Коней и тритонов, символизирующих два состояния моря: спокойное и штормовое. Соорудить символы процветания Рима — богинь здоровья и изобилия. На возвышении поставить четыре колонны — четыре времени года.

Вот такой “незамысловатый” сюжет у римского фонтана Треви.

Дорогие материалы

-13

Вы не найдете здание в стиле барокко, украшенное пластиком или гипсокартоном. Но если найдете, напишите нам, это будет любопытно. Барокко любит дорогие материалы: мрамор, гранит, драгоценные камни, бронзу, хрусталь, и много, ОЧЕНЬ МНОГО золота.

"Чересчурность"

-14

Скромность барокко – не товарищ. Излишество, гротеск, масштабность  – лучшие  друзья. Завитки, складки, колонны, скульптуры, маски, башни, многосюжетность —  все должно быть задействовано и желательно в одном ансамбле.

Классицизм 

"Дань традиции"

-15

Просто, четко и по делу — это классицизм. Если для архитекторов барокко на первом месте была их фантазия, то для классицистов – симметрия и пропорция.

В конце 17 века архитекторы поняли — раньше было лучше. Зачем что-то изобретать, если в античные времена все уже было придумано?  Поразмыслили и решили, что архитектурные каноны Древней Греции и Рима идеальны — надо брать.

Так, античные принципы строительства проникли в классицизм.

Характерные черты:

Симметрия

-16

Постройки классицизма симметричны относительно центра и внутри отдельно взятого фрагмента. Хоть с линейкой ходи проверяй – не найдешь изъяна в пропорциях.

Античные колонны

-17

Древнегреческие колонны, или по-умному “ордер”, – отличительный признак классицизма. Они придают зданию величие, статусность и античный шарм. Увидели идеальной формы здание с колоннами, можете смело утверждать, — это классицизм.

Правило золотого сечения

-18

Соотношение колонн, высоты, ширины, расстояния между столбами получается идеальным благодаря математическим формулам. Этим правилом пользовались в Древней Греции.

Простота и спокойные тона

-19

Сдержанность, строгость декора, минимум “украшательства”. Ну если захотелось добавить что-нибудь эдакое, в помощь  греческие статуи, античный орнамент.

Декоративные элементы выполняли в белом цвете. Отделку всего здания в пастельных тонах.Чтобы ничего не отвлекало от идеальной планировки.

Модерн 

"Не как все"

-20

“К черту симметрию, даешь криволинейные и растекающиеся формы” — провозгласили модернисты в конце 19 века.

Результатом таких страшных слов, как “промышленная революция” и “индустриализация” стали новые материалы: стекло, сталь, железобетон. Архитекторы использовали их при строительстве, придавая им самые разные формы.

Исторические каноны, вековые принципы строительства, логическая ясность — нет. Природные мотивы, растительная асимметрия, свобода очертаний и форм — да.

Характерные черты:

Изнутри наружу 

-21

Часто модернисты проектировали здания “шиворот-навыворот”: сначала планировалось внутреннее помещение, потом формировался внешний вид. Так, здание получалось асимметричным, с необычными формами.

Иногда, чтобы получился шедевр, стоит попробовать сделать все наоборот, не как все.  Кстати, прием полезен не только в архитектуре, но и в жизни.

Отказ от прямых углов и контуров

-22

Вдохновляясь естественностью природы, ее разнообразием, архитекторы проектировали здания с растекающимися, аморфными и неопределенными формами. Силуэты лилий, орхидей, ирисов, водорослей, морских волн используют в росписи, мозаичных панно, на фасадах, балконных решетках.

Новые материалы 

-23

Когда есть не только новые идеи, но и материалы, чтобы их воплощать — это вдвойне прекрасно. Появилась пластичная сталь, бетон, стекло. Создавались интересные формы, которые нельзя оформить из привычного камня и дерева.

Частность

-24

Любое проявление свободы для государственных построек – беда, поэтому модерновые здания в основном частные. Фантазия архитектора в этом случае не была ограничена деньгами и жесткими правилами. Городские особняки, магазины, многоквартирные дома, банки, биржи создавались свободно, на основе пожеланий заказчика.

Ар деко

"Здесь и сейчас"

-25

Вы помните атмосферу фильма “Великий Гэтсби”? Броский, роскошный, яркий, стильный, шумный, кричащий… Перенесите эти ощущения на стиль ар деко и вы поймете, о чем дальше пойдет речь.

Ар деко бросал вызов лишениям Первой мировой. Он был роскошен и необычен и давал возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Особенно он процветал в США и в Париже и был любим богатой публикой.

Характерные черты:

Дорогие материалы

-26

Для строительства используют мрамор, бронзу, алюминий полудрагоценные камни, сталь, латунь, натуральное дерево. Жизнь и так слишком мрачна, поэтому вокруг все должно сиять: ар деко обожал зеркальные поверхности и полированный металл.

Разнообразные формы

-27

Для ар деко характерны граненые, кристаллические формы, геометрические объемы. Архитекторы питали любовь к многогранникам и ступенчатым решениям. Их вдохновлял технический прогресс – теперь можно было строить высоченные здания, создавать скоростные автомобили, самолеты, пароходы.

В общем, представьте себе бриллиант, у которого множество граней, своя геометрия, вертикали и горизонтали — примерно такой же принцип конструкций в ар деко.

Свои мотивы

-28

Стиль соединял все, что нравилось его авторам: восточную экзотику, исторические темы, новую технику, современное искусство, кубизм. Здания украшались фигурками животных, растительными узорами.

Дорогие цвета

-29

Будем кратки: черный, золото, бирюза, серебро.

Минимализм 

"Меньше – значит больше"

-30

В послевоенное время пришло понимание, что богатство в простых вещах, формах, уюте и функциональности. В минимализме.

Этот стиль следует принципу: “в любой непонятной ситуации убирай все лишнее”. Поэтому украшения или элементы здания, не несущие никакой функциональной пользы — долой! Вот такой “стерильный” концепт.

Характерные черты:

Простые геометричные формы

-31

Минималистичные постройки называют “коробками”: прямоугольная или квадратная форма, горизонтальная крыша, прямые линии, один этаж. Чтобы ничто не отвлекало глаз от изящной простоты.

Материалы

-32

Поскольку декоративных элементов ноль, а чем-то надо брать, в минимализме используются только натуральные и качественные материалы. Камень, дерево, стекло, хромированная сталь применяются в строительстве и внутренней отделке.

Свет...много света

-33

Натуральность во всем, помним? Именно естественное освещение должно наполнять помещение. Отсюда окна, занимающие всю стену и плоские крыши, со стеклянными фрагментами. Цветовая гамма, свойственная натуральным материалам: белый, бежевый, коричневый, серый.

Хай-тек 

"В ногу со временем"

-34

Компьютеризация, информатизация, модернизация и разные полезные “ации” повлияли и на архитектуру. Хай-тек мыслит глобально: об энергии и ресурсах, экологической ситуации, о функциональности.  Это своего рода площадка для внедрения в строительство новаторских решений. Ну не зря же ученые стараются.

Характерные черты:

-35

(Поскольку хай-тек конкретный, четкий и деловитый, мы будем брать с него пример)

  • использование высоких технологий, научных открытий при строительстве и проектировании зданий и сооружений
  • ничего лишнего — только удобство и комфорт
  • минимум декоративных элементов
  • использование стекла, металла, пластика, бетона и применение искусственных покрытий и зеркальных поверхностей
  • простые формы и прямые линии
  • лифты, лестницы, трубы, системы вентиляции больше не прячут

Ну что, готовы проверить, какой архитектурный стиль вам ближе? Тогда пройдите наш тест:

  • О чем вы думаете, когда смотрите на пятиэтажную хрущевку?
    а) было бы неплохо, если бы балконы держали атланты, а на крыше стояли греческие богини, указывающие странникам путь
    б) я бы снес 4 этажа, один смотрится гармоничнее и проще
    в) что-то в ней не так… асимметричная, что ли, точно не по правилам золотого сечения строили
    г) хммм, у подъезда неплохо бы поставить гаргулью
    д) там даже лифта нет, а на дворе 21 век!
  • Из каких материалов вы бы построили свой дом?
    а) весь дом будет из каррарского мрамора, с добавлением позолоты
    б) только из натуральных
    в) материалы не важны, главное симметрия и простота
    г) пойдем в горы, насобираем камней и построим высоченный дом — эх заживем!
    д) из стекла, с добавлением металла, пластика и бетона
  • Что главное в вашем доме?
    а) украшения! И как минимум один атлант!
    б) простота и функциональность
    в) идеальные пропорции во всем
    г) чтобы была загадка
    д) высокие технологии

  • Какие декоративные элементы вы бы использовали при строительстве?
    а) немного завитков, немного лепнины, чуть-чуть башенок, и пару скульптур
    б) никаких!
    в) ну конечно, античные орнаменты
    г) витражи
    д) никаких, а технические элементы добавил бы
  • Какого архитектора для своего дома вы бы выбрали?

а) чтобы он руководствовался только своей фантазией

б) чтобы ему понадобилось минимум материалов

в) чтобы он был дотошен до каждой мелочи

г) чтобы умел строить масштабно, высоко и с размахом

д) чтобы он применял новые материалы и технологии

  • Больше ответов “а”? Пышный барокко для вас.
  • Преобладают ответы “б”? Кажется, вы поклонник минимализма.
  • “В”? Вы склонны к классицизму.
  • Много ответов “г”? Скорее всего, вы поклонник готической архитектуры.
  • Большинство ответов “д”? Думаем, вы неравнодушны к хай-теку.