Найти в Дзене
Мир здоровой психики

Упражнения для развития мозга.

Чем больше человек тренирует свою центральную нервную систему, развивает активность и выполняет упражнения для развития мозга, тем больше создается в ней ассоциативных связей между нейронами. Интеллектуальное здоровье зависит от состояния этой сложной межнейронной сети. Высокая активность мозга обеспечивает лучший приток к нему крови, обогащенной кислородом. Если человек мало работает с ним, эти связи слабеют, начинается кислородное голодание (гипоксия) с нарастающим снижением умственной продуктивности. Особенно это становится актуальным в зрелом и пожилом возрасте, при работе с профессиональными вредностями и большим массивом информации, несбалансированном питании и нерегулярном отдыхе.

Создать предпосылки высокой умственной активности можно несколькими способами.

  • Энергичные движения являются стимулом активного кровообращения, обеспечивая больший приток кислорода в мозг.
  • Питательные вещества создают основу для надежного информационного обмена между нейронами.

Тренировка:

  • упражнения на координацию являются стимулом для совместной работы левого и правого полушарий головного мозга;
  • тренинги памяти поднимают творческие способности на новый уровень.

Релаксация:

  • процесс дыхания и расслабления мышц, контролируемый человеком, способствует усилению сосредоточенности.

Комплекс упражнений

«Сведение пальцев рук и ног»

  • Сесть на высокий стул или стол, спину держать прямо, ноги должны качаться свободно.
  • Растопырить пальцы рук и приложить кончики пальцев друг к другу, держа руки перед собой.
  • Выполнять руками быстрые маховые движения в стороны — назад и вперед. Помните, что кончики пальцев должны снова встретиться друг с другом.

Чтобы усложнить себе задание, соедините пальцы ног. Совершая мах руками вперед и сведя ладони, нужно широко развести ноги. А когда расходятся руки, сводите ноги вместе.
«Скрещивание рук и ног»

  • Выполняйте перекрестные маховые движения руками перед туловищем на высоте плеч в горизонтальной плоскости. При этом сначала правая рука проходит над левой, потом наоборот. Ладони обращены к полу. После того как вы некоторое время помашете руками перед корпусом, начните перекрещивать руки позади корпуса примерно на уровне ягодиц. Продолжите выполнение упражнения, присоединив к движению рук перекрещивание ног. Ведите левую ногу перед правой при движении вправо и соответственно правую ногу перед левой при движении влево.
  • Теперь двигайтесь вправо и выполняйте перекрестные движения ногами. Сделайте шаг в сторону, заведите левую ногу за правую, сделайте еще один шаг правой и приставьте левую ногу. Затем повторите движения в обратную сторону. Чем больше будет тренировок, тем увереннее будете себя чувствовать.

«Марионетка наоборот»

  • Встаньте прямо, ноги поставьте вместе, руки сложите над головой. В прыжке сделать мах руками в стороны назад, одновременно расставляя ноги. Так же прыжком вернуться в исходное положение.
  • Ногами выполнять те же движения, что и раньше, а руки вытянуть перед туловищем и по очереди двигать вверх-вниз.
  • Теперь выполнять руками уже привычное движение в стороны, а ногами — прыжки вперед-назад, переступая с ноги на ногу, как при ходьбе.

«Великий дирижер»

Представьте себе, что вы дирижируете оркестром. Включите свою любимую музыку, подайте знак оркестрантам и не выпускайте из рук дирижерскую палочку.

  • Поднимите обе руки приблизительно на высоту плеч. При этом одну руку расположите несколько выше другой.
  • Рисуйте обеими руками в воздухе лежащие восьмерки. От середины восьмерок левая рука должна выписывать круги влево вверх, правая — вправо вверх.

После того как руки описали внешнюю дугу восьмерок и снова встретились, рисуйте перекрещенными руками внутреннюю дугу. Повторите движения в противоположном направлении.

«Путаница»

  • Возможно, эта детская забава еще осталась в вашей памяти. Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем слегка похлопывайте по голове, а живот поглаживайте круговыми движениями.
  • Нужно поглаживать левой рукой область вокруг пупка движениями по часовой стрелке, а правой рукой — область под левой ключицей против часовой стрелки.

«Рисование носом»

  • Нужно представить себе, что на кончике вашего носа прикреплен карандаш или шариковая ручка. «Нарисуйте» этим воображаемым инструментом несколько восьмерок в воздухе.
  • Когда эта техника будет освоена, попробуйте «написать» в воздухе несложные слова или имена.

«Перекат с лимоном»

Для выполнения этого упражнения необходимы лимон и стул.

  • Нужно лечь на спину на пол, а стул поставить за головой. Теперь зажмите лимон ступнями. Затем нужно медленно поднять ноги и отвести их за голову так, чтобы положить лимон на стул. Затем снова возьмите ногами лимон и вернитесь в исходное положение. Дыхание должно быть равномерным.
  • Если вы находитесь в хорошей физической форме, можно положить лимон не на стул, а на пол за головой. Нужно заметить, что такие позы, как березка и стойка на голове, также стимулируют мозговое кровообращение.

«Дыхание йогов»

  • Нужно сесть, расслабиться и выпрямить спину. Потом положить указательный и средний пальцы правой руки на переносицу.
  • Безымянным пальцем слегка закрыть левый носовой ход и медленно вдохнуть на 8 счетов через правую ноздрю. Теперь задержите дыхание на 4 счета, а затем, слегка надавив большим пальцем, закройте правый носовой ход и сделайте выдох на 8 счетов через левую ноздрю. Задержите дыхание на 4 счета, затем снова сделайте вдох на 8 счетов, но на этот раз через левую ноздрю. Напомним, что дыхательные упражнения взбодрят мозг.

«Расслабление и концентрация»

1.Необходимо сесть по-турецки и закрыть глаза.
2.Затем сделать несколько вдохов, тщательно контролируя дыхание и направляя воздух глубоко вниз живота. Нужно заставить работать диафрагму.
3.Нужно сконцентрировать внимание на дыхании. При вдохе мысленно произносите «ом», при выдохе — «ах».
4.Можно произносить эти звуки вслух, не сбиваясь с ритма дыхания.

Регулярное выполнение этих в принципе несложных упражнений даже в течение 10-15 минут в день способно во многом повысить показатели интеллектуальной работоспособности вследствие развития мозга уже через 2 недели практики.