В прошлом очень часто можно найти настоящее. Читая воспоминания чиновника начала 20 века постоянно проявляются параллели с настоящим временем.
Кошко Иван Францевич ( 1859—1927) в разные периоды времени был Самарским, Пензенским и Пермским губернатором. Его воспоминания о пермском периоде были закончены еще до 1917 года, но изданы были только в 2007 году в Екатеринбурге.
Несколько интересных цитат:
О Перми, Самаре и других городах, которые забыли о роли большой реки
"Я внимательно присматривался к новому для меня городу и тут же был поражен тем, что красота могучей Камы не ценится городом, набережная представляет собою довольно заброшенное предместье, и сам город своими лучшими улицами и площадями не желает в нее смотреться, как это имеет место, например, в Петрограде. Да, пожалуй, у нас в России повсюду города мало пользуются величием больших рек для своего украшения. Лучший пример тому - ну хоть та же Самара"
О религиозности жителей Екатеринбурга
«Екатеринбуржцы обыкновенно очень гордятся тем, что они настоящие кержаки, хотя это совсем не соответствует действительности, так как нигде, может быть, не процветает религиозный индеференцизм так, как здесь. О какой-либо фанатической замкнутости, приверженности к строго выдержанной в древнем стиле обрядности теперь и помину нет. Свободомыслие проникло в общий обиход»
О политических взглядах жителей Екатеринбурга
«Екатеринбуржцы все чрезвычайно либеральны. Самая правая и наиболее многочисленная здесь политическая партия – кадеты; представители ее держат в своих руках все влияние как в городском, так и в земском управлении. Отношение к правительству всегда оппозиционное. Но в тоже время нет тут непримиримого ригоризма, сказывающегося даже в частных отношениях. Может быть никогда в жизни у меня не было столько добрых знакомых, обществом которых я очень дорожил, принадлежавших к партии народной свободы, как именно здесь в Екатеринбурге
О какой-нибудь острой нетерпимости , когда люди из-за разницы политических убеждений смотрят друг на друга волком, тут и следа нет».
"Сплошной екатеринбургский оппозиционный облик вытекает, мне кажется, также из прошлого: кержак не любил представителей власти, не доверял им и старательно их чуждался, хотя, если этого требовал ход дела, умел начальству и угодить"
О мечтах начала 20 века
"Из изложенного видно, каким важным железнодорожным узлом стал Екатеринбург. Сибирские экспрессы, ходившие прежде через Челябинск, теперь направлялись по линии Екатеринбург-Омск. Это значение Екатеринбурга должно было еще более возрасти и придать ему характер мирового города, если бы был осуществлен трансуральский канал"
«Моё воображение рисовало мне картину, когда Екатеринбург станет посредником между всею Европой и Азией в грандиозном товарообмене и получит значение важнейшего центра государства. И до сих пор я глубоко убеждён, что это так и будет и что моя мечта не далека уже от осуществления»
О дамах
"Екатеринбургские дамы, вероятно, большие мотовки: шикарные парижские туалеты, ослепительные бриллианты охотно показываются при всяком удобном случае. Даже такие случаи в виде всяких благотворительных спектаклей, концертов и т. п. специально, кажется, создаются. Да и что же мудреного - все-таки и теперь в Екатеринбурге много так называемых бешеных денег, дающихся в руку без особого труда"
Кошко И.Ф. Воспоминания губернатора. Пермь (1911—1914) / Сост. Н.Г.Павловский. — Екатеринбург: Демидовский институт, 2007.