Креативность и психическое расстройство идут рука об руку?
От Бетховена и Ван Гога до Сильвии Плат и Дэвида Фостера Уоллеса, искусство изобилует рассказами о творческих гениях, которых мучили психические заболевания. Это вызывает вопрос: действительно ли чтобы стать гениальным в творчестве, нужно иметь психическое расстройство? Опубликованный обзор доступных исследований говорит, что нет.
Замки в песке
Изначально идея о том, что таланты должны иметь проблемы с психическим здоровьем, может показаться очевидной. Большинство людей могут назвать десяток другой гениальных личностей, которые сталкивались с психическими заболеваниями в своей жизни. Идея «безумного гения» старше самой психологии - Платон даже сказал, что «все хорошие поэты не в своем уме, когда пишут свои прекрасные песни». Но только потому, что сама идея стара, широко распространена, не означает, что это правда. Чтобы действительно понять, связано ли творчество с психическими заболеваниями, вам нужно провести научное исследование.
Когда исследователь хочет подготовить новое исследование, они сначала изучают, что уже сделано. Когда дело доходит до анализа взаимосвязи между психическими заболеваниями и творчеством, есть две основные публикации, которые почти все исследователи цитируют в своих работах: исследование 1987 года психиатрами Нэнси Андреасен и Арнольдом К. Людвигом и исследование 1989 года психологом Кей Редфилдом Джеймисоном. Вот тут и кроется загвоздка.
Как пишет Шлезингер в статье 2009 года, опубликованной в журнале Американской психологической ассоциации, ни одно из этих исследований не было достаточно тщательным, чтобы брать во внимание их сегодня. Исследование Андреасена рассматривало только 30 креативных личностей за 15 лет. Все они были писателями, 27 из 30 были мужчинами из Айовы. Определение психического заболевания включало все, от обычных, тяжелых симптомов до одиночного случая в какой-то момент жизни человека. Но даже с этими ограничениями исследование Андреасена, утверждающее, что у 80 процентов писателей расстройства настроения применяли иногда и в отношении людей вне писательского поприща.
У Джеймисона были аналогичные проблемы. Она использовала 47 ярких личностей, которых она знала лично, и не использовала контрольную группу, то есть людей из общего населения, с которыми она могла бы сравнить свою исследовательскую группу. Как и в других исследованиях, определение «расстройства настроения» включало в себя все: от осмотра терапевта до приема психиатрических препаратов, а ее исследуемые были в основном белые мужчины среднего возраста. Тем не менее она расширила свои результаты за пределами этого, сказав: «Это исследование довольно убедительно говорит о том, что могут быть некоторые положительные эффекты расстройства настроения, и главное - творчество».
Глядя снова
Вдохновленный статьей Шлезингера, в 2017 году, психолог и доктор философии - кандидат Криста Л. Тейлор посмотрела на заключения, которые были сделаны по тем пресловутым исследованиям. Она провела систематический обзор и метаанализ - тип супер-исследования, который пересматривает данные из десятков или даже сотен других исследований - чтобы увидеть, какие доказательства существуют в вопросе связи между творчеством и расстройствами настроения. Результат? Она не нашла чёткого соотношения.
«У вас могут быть расстройства настроения и вы можете быть творческим человеком, но эти вещи никоим образом не зависят друг от друга», - сказал Тейлор в пресс-релизе. Ее результат не означает, что нет никакой связи между этим, только, что для этого мало обоснованных доказательств.
Это важно, потому что идея «безумного гения» может быть вредоносной. Несомненно, это заставляет думать о себе лучше тому, у кого нет высокого уровня творческих способностей - «по крайней мере, я здоров психически!» - но и для людей в творческой деятельности, и для людей с психическими заболеваниями это может иметь серьезные последствия. Для творчески одарённых людей, у которых есть серьезные душевные расстройства, сей миф может заставить избегать лечения, якобы для сохранения своего природного дара.
Когда психиатр Альберт Ротенберг критиковал классическое исследование Андреасена в 1990 году, он пришел к выводу, что у всех творцов есть одна общая черта - это просто не психическое заболевание. «Только одна характеристика личности и ориентации на жизнь и работу присутствует абсолютно во всех творческих людях: мотивация ... они конкретно хотят именно создавать и быть творческими, а не просто быть успешными, эффективными или компетентными». Если у вас есть мотивация, то неважно есть ли психическое заболевание или нет.