Найти в Дзене
#velonation

Велопрокат без станций: вести с полей

В 2017 году в татарском Альметьевске появился облачный велопрокат Gobike, а в скором времени прокат без станций может заработать и в других городах России. #velonation изучил, что пишут о таких системах тех странах, где они уже успели себя проявить.

Облачный велопрокат, он же велопрокат без станций появился в 2014 году в Китае и быстро пошёл в рост. К концу прошлого года в одном только Пекине такие услуги предлагали пятнадцать разных компаний, а число прокатных велосипедов достигло двух с половиной миллионов.

Велосипеды Ofo. Фото: Edgar Su/Reuters.
Велосипеды Ofo. Фото: Edgar Su/Reuters.

Велопрокат нового поколения полностью оправдывает своё название — у него действительно нет станций, взять и оставить велосипед можно где угодно. Найти велосипед и разблокировать встроенный в него замок помогает мобильное приложение. Запуск велопроката без станций обходится дешевле и не требует финансовой поддержки властей — в роли операторов выступают частные компании, которые без проблем получают многомиллионные инвестиции. Цена на прокат для клиентов тоже ниже.

ЗАПУСК ВЕЛОПРОКАТА БЕЗ СТАНЦИЙ ОБХОДИТСЯ ДЕШЕВЛЕ И НЕ ТРЕБУЕТ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЛАСТЕЙ.

Всё было бы здорово, но принципиально новый сервис породил и новые проблемы. И дело не только в том, что потребители бросают велосипеды где попало, создавая на городских улицах целые баррикады (#velonation уже писал об этой проблеме и её психологической подоплёке).

Стенд Mobike на Международном зимнем велоконгрессе в Москве. Фото: Виктор Шибанов.
Стенд Mobike на Международном зимнем велоконгрессе в Москве. Фото: Виктор Шибанов.

В конце февраля компания Gobee.bike из Гонконга отказалась от дальнейшего присутствия во Франции. У велопроката было две тысячи велосипедов в Париже и полторы сотни пользователей по всей стране. Как пишет The Guardian, Gobee.bike и другие операторы облачного велопроката рассчитывали откусить серьезную долю рынка у городского проката Velib, который в этом году сменил оператора. Обновление оказалось болезненным — в середине января в работали лишь 64 станции, пользователи жаловались, что приложение постоянно “вылетает”, а служба поддержки перестала отвечать за запросы. Но проблемы Velib не помогли Gobee.bike — компания столкнулась с беспрецедентным вандализмом. Тысячи велосипедов были украдены и еще 3 400 намеренно сломаны.

АДМИНИСТРАЦИЯ МАЙАМИ ВЫПИСАЛА ШТРАФ В ТЫСЯЧУ ДОЛЛАРОВ И ПРИГРОЗИЛА ИЗЪЯТЬ ВЕЛОСИПЕДЫ У КОМПАНИИ LIMEBIKE ЗА НЕЗАКОННУЮ РАБОТУ В ГОРОДЕ.

В США облачные прокаты стали массово появляться в прошлом году. К примеру, в Сиэтле компании Spin и LimeBike (обе родом из Калифорнии) запустились практически одновременно и, в отличие от Gobee.bike во Франции, смогли занять нишу закрывшегося несколькими месяцами раньше городского велопроката Pronto. Но не везде власти рады появлению новых сервисов. CityLabпишет, что июле администрация Майами выписала штраф в тысячу долларов и пригрозила изъять велосипеды у компании LimeBike за незаконную работу в городе. Руководители проката оправдывались тем, что её пользователи заехали туда случайно из соседнего города Ки Бискейн.

Велосипеды разных система, работающих в Вашингтоне.
Велосипеды разных система, работающих в Вашингтоне.

Власти Флориды пытаются урегулировать взаимоотношения прокатных систем и городских чиновников с помощью нового закона: облачные прокаты должны будут соответствовать единому стандарту безопасности (например, гарантировать покрытие возможного ущерба на сумму полмиллиона долларов), зато их нельзя будет облагать дополнительными налогами или лицензировать. Инициатором закона стал крупнейший облачный прокат Ofo (он работает в 120 городах в пяти странах мира и имеет около шести миллионов велосипедов).

Велосипед калифорнийской системы LimeBike.
Велосипед калифорнийской системы LimeBike.

Противники этого документа считают, что города лишатся всякого контроля за облачным прокатом, а их тротуары окажутся под завязку забиты велосипедами разных операторов. Пока американские чиновники успешно справляются с этой угрозой, регулируя количество велосипедов в принудительном порядке. К примеру, Сиэтл разрешает не более двух тысяч велосипедов для каждого из прокатов, а в Вашингтоне не более четырехсот на компанию.

КЛИЕНТ ПРИНИМАЕТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ, ПО КОТОРОМУ ОПЕРАТОР МОЖЕТ СОБИРАТЬ, ХРАНИТЬ И ПЕРЕДАВАТЬ ЕГО ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ.

Интересно, что далеко не все операторы поддерживают проект закона. Предположительно, дело в том, что они не хотят делиться с властями информацией — мобильные приложения облачных прокатов активно собирают личные данные своих клиентов. Как считает издание Bikebiz, именно по этой причине инвесторы вкладывают в них огромные деньги. Та же Ofo, основанная в 2014 году, уже получила 1,3 миллиарда долларов, а Mobike — миллиард.

Авторы CityLab вообще усматривают в таких системах угрозу кибербезопасности американцев. Прежде всего речь идет о компаниях китайского происхождения. Подключись к сервису, клиент принимает пользовательское соглашение, по которому оператор может собирать, хранить и передавать его личные данные третьим лицам. В том числе, и за пределами Соединенных штатов.

Облачный велопрокат в Китае.
Облачный велопрокат в Китае.

Известно, что в КНР бизнес охотно делится с властями личными данными своих клиентов, при этом правительство страны выстраивает мощную систему безопасности, построенную на тотальной слежке за своими гражданами. Так что специалисты по кибербезопасности относятся к велопрокатам без станций с настороженностью. Правда пока, как отмечает CityLab, известен всего один такой случай — Mobike делился данными своих китайских пользователей с властями, и то исключительно в целях улучшению городской мобильности.

Фото вверху: Madison McVeigh/CityLab.