Работа автоспортивного журналиста сопряжена со смертельной опасностью – это особенно относится к фотографам. Об этом не принято говорить, но количество получивших травмы и погибших тружеников фотокамеры отнюдь не единично.
Об одном таком случае я расскажу сегодня. Из уважения к фотографу и гонщикам я не буду разглашать ни их имена, ни название гонки, ни год.
Классическое ралли. Этот вид автоспорта является едва ли не лидером с точки зрения потенциальной опасности для фотографов. В поисках умопомрачительного кадра журналисты порой перебарщивают и выбирают слишком опасные точки съёмки.
Однако бывают и самые настоящие "форс-мажоры" – фотограф может выбрать вполне безопасную точку, но гонщик может допустить фатальную ошибку, автомобиль может поехать по совершенно неожиданной траектории из-за внезапно возникших технических проблем, на пути машины может встретиться какое-то препятствие – даже небольшой камень может отбросить гоночный автомобиль в сторону. И всё – вот она, катастрофа!
Именно такая история и произошла с одним из моих коллег.
Я был на этой гонке – очередное ралли, этап чемпионата России. Трасса «катается» год за годом, отлично известна и гонщикам, и журналистам, и болельщикам. К сожалению здесь не раз и не два происходили происшествия с участием гоночных автомобилей и зрителей – разгорячённые алкоголем болельщики зачастую превращаются в неуправляемых индивидуумов, которым не указ ни судьи, ни сотрудники полиции.
Поэтому когда по ходу гонки мне сообщили о том, что автомобиль вылетел с трассы и "снёс" несколько человек, я не очень-то и удивился – такое здесь уже бывало. Да, это ужасно, но к сожалению за годы работы привыкаешь и не к такому…
Прошло несколько часов и мне позвонили коллеги-фотографы: «Лёша, выручай! Машина сбила одного из наших, но когда приезжала скорая он отказался от эвакуации – решил, что отделался ушибами. Но тут всё куда серьёзнее».
Эвакуация, городская больница, затем республиканская – травмы действительно оказались весьма серьёзными, ведь начавшая кувыркаться через крышу машина попросту прокатилась по фотографу…
Через время страсти улеглись, состояние моего коллеги стабилизировалось, он пошёл на поправку и я смог задать ему вопрос, который хотел задать с первой же минуты после получения информации об аварии.
В России не так много действующих раллийных фотографов с большим стажем – их можно пересчитать по пальцам одной руки. Они многое повидали и не понаслышке знают – безопасность прежде всего. Отсюда и вопрос: «Зачем ты встал на ту точку? Что тебя туда понесло?»
Дальше – прямая речь…
«Мы приехали на спецучасток, проехали его пару раз, присмотрели несколько точек. Но выбрали именно эту – ходовой трамплин [Вставлю ремарку – отсмотрев съёмку я соглашусь, это был лучший вариант для съёмки на данном спецучастке. Пусть и очень опасный, очень!]. Встать можно было слева или справа от трамплина по ходу движения машин. Но стоять по левой стороне было опасно – в случае неудачного приземления автомобиль мог туда вылететь и мы сразу отказались от этой идеи, встали справа.
Всё бы хорошо, только вот гонщик допустил ошибку при заходе на трамплин, поэтому после приземления машина пошла по совершенно неожиданной траектории в нашу сторону, вылетела с дороги и начала переворачиваться. В этот момент время замедлило свой ход, но мысли бежали с обычной скоростью и я каким-то образом успел продумать свои действия – в том, что машина влетит в меня, я уже не сомневался. Ни мне, ни ей попросту некуда было деваться…
Я подумал: "Если я так и буду стоять, то меня точно собьют и мне будет очень плохо. Поэтому надо лечь на землю лицом вниз, может быть она пролетит надо мной или же так мне удастся минимизировать ущерб"».
Вы только вдумайтесь – с момента приземления машины до столкновения с фотографом прошла одна секунда(!), а он успел продумать свои действия и, что вообще звучит фантастически, реализовал их!
«Я упал на землю и больше не видел приближающийся неуправляемый автомобиль. Удара избежать не удалось – он прокатился по мне…
У меня на спине был рюкзак для фототехники – его разорвало в клочья. Было очень больно, но я остался в сознании и даже решил, что обошлось без переломов. Поэтому и отказался от «скорой». Но без переломов не обошлось…»
С того дня прошло несколько лет. Фотограф вновь начал ездить на гонки, но именно это едва не ставшее для него роковым ралли он пропускает. И ездить туда больше не собирается.