Обучающие ролики, микрокурсы, – мощный инструмент передачи информации. На Западе в формате конференций TED об этом говорят уже лет десять, в то время как в России университеты только начинают задумываться о таком способе обучения. Когда Сергей Гевлич погрузился в эту сферу, он считал, что самая большая проблема для людей – смонтировать материал. Написать – легко, надиктовать текст тоже не трудно, нарисовать картинки на флипчарте может любой. Не хватает только инструмента, чтобы собрать всё вместе. И он создал программу «Объясняшки», с помощью которой каждый может стать автором собственного ролика. Но на практике оказалось всё гораздо сложнее.
Людям тяжело формулировать мысли достаточно четко, чтобы это хорошо звучало и наглядно выглядело. Тогда появилась «Смыслотека». С каждым клиентом, который хочет создать ролик, работает специалист. Это не креативное агентство, которое может самостоятельно придумать и полностью реализовать концепцию, а клиенту остается только вставить свой логотип и заплатить. Работа со «Смыслотекой» сродни коучингу. Здесь нужно прилагать целенаправленные усилия, чтобы четко сформулировать свою идею. Специалист не подсказывает и не диктует, что нужно делать, он только помогает принять необходимые решения, не совершить типичных ошибок и получить определенный результат.
Ситуация
Компания «Смыслотека» создает для корпораций короткие объясняющие ролики о миссии, стратегии, ценностях компании, о правилах безопасности на предприятии, о событиях, мероприятиях и историях успеха для сотрудников и клиентов. Такие ролики очень ёмко передают информацию и могут использоваться в качестве презентаций. Если у спикера есть 15 минут на выступление, он может показать двух-трехминутный ролик, который содержит в себе все необходимые факты, и оставшееся время провести в общении с аудиторией.
Изначально «Смыслотека» была полностью коммерческим проектом, и большинство клиентов заказывали рекламные, маркетинговые видеоролики. Но по мере работы создатели увидели более интересные и эффективные способы применения таких видео – делиться оригинальными идеями, доносить информацию наглядно и доступно, в том числе в образовании. Они стали делать проекты с авторами, у которых не было денег на ролик, но было что-то важное, что они хотели донести миру. Сначала это было ситуативно и такие проекты не рассматривались как канал продвижения, но потом начался отклик аудитории, люди смотрели ролики, вдохновлялись, и тоже хотели сделать что-то подобное. «Смыслотека» начала делать презентационные ролики для конференций, к примеру, приглашение на круглый стол в рамках саммита ЦФТ в Сочи для эксперта финансовых технологий Булада Субанова, после чего получила два новых контракта. Но от конференций быстро отказались, потому что это было неинтересно, получалось большое количество однотипных роликов.
Когда твердо решили делать бесплатные ролики для интересных проектов, заявили открыто: мы готовы к взаимодействию. Откликнулся Михаил Кушнир – предложил визуализировать манифест о цифровой образовательной среде. Задача была сложная, потому что идеи ролика ориентированы сразу на несколько целевых аудиторий. В работе «Смыслотеки» главное, чтобы человек четко понимал свою идею и зрителей. Когда ролик забудется, у людей в сухом остатке останется что-то одно, какая-то концепция. Важно понимать, какие есть предустановки и предубеждения у аудитории. Потому что эти установки скорее всего будут конфликтовать с концепцией. Важно их изначально идентифицировать – чтобы люди приняли идею, их предубеждения нужно обойти или расшатать. Это серьёзная работа, которая требует глубокого погружения автора и его помощников в материал. «Смыслотека» не пишет готовый сценарий: ее специалисты выступают соавторами, помогают оформить главную мысль, дают рекомендации с точки зрения законов драматургии, выступают как редакторы.
«Клиенты часто говорят: после работы с вами мы сами наконец-то начали понимать, чем мы занимаемся. Мы заново собираем смысл. Объясняющие ролики ничего не продают, а сеют идеи в голову. Если эта идея туда попала, она начинает прорастать», - комментирует свою работу Сергей.
Решение
Ролик с Михаилом делали два месяца, при чем три четверти времени заняла работа с текстом.
«Впечатлила придирчивость почти к каждому слову. Несколько проходов по внешним замечаниям сделал я сам. Потом вместе с Сергеем. Потом он свою команду привлек. Потом еще раз мы с ним обсудили внешние замечания. В итоге получилось заметно точнее, чем в исходном варианте», - вспоминает Михаил.
Озвучивают ролики всегда сами клиенты. У Михаила это получилось с третьего раза. Если читать с листа, получается нудно. Помогло представить себя выступающим перед аудиторией.
Результат
- Для Михаила – продвижение манифеста о цифровой образовательной среде. 452 просмотра ролика. 50% людей досмотрело ролик до конца, это очень высокий показатель при большой длине ролика – 8 минут. Самообразование и саморазвитие, работа с темой, формулировка и упрощение.
- Для «Смыслотеки» - опыт продвижения, новый интересный кейс, помощь важным сообщениям быть донесенными до аудитории.
Сейчас «Смыслотека» выделяет грант на три ролика за свой счет в месяц. Они поддерживают оригинальные идеи, неожиданные точки зрения и описания трендов и новых технологий. Можно поддержать упаковку интересных идей финансово по принципу подвешенного кофе. Одна минута ролика стоит 30 000 рублей. В ближайших планах – создать кампанию на краудфандинговой платформе, выкладывать интересные идеи, где люди смогут выбрать победителя и поддержать создание ролика.
Приходите на Марткетинг-2018 за еще новыми кейсами.