Визуальной поэзией обычно называют довольно непохожие друг на друга вещи, но у всех них есть одно общее — они предлагают обращаться с текстом так же, как художник обращается с красками. Понимать этот общий принцип можно по-разному: одни поэты придают стихам особую графическую форму, например напоминающую геометрические фигуры или узнаваемые предметы, другие собирают из отдельных слов и обрывков фраз коллажи, причудливо распределенные по типографской странице, третьи вставляют в текст графику и рисунки, предлагая считать их такой же законной частью стихотворения, как и слова.
Визуальная поэзия имеет давнюю историю: еще древнегреческий поэт Симмий в III веке до нашей эры написал стихотворения «Секира», «Крылья» и «Яйцо», строки которых были упорядочены так, чтобы внешне напоминать эти предметы. В европейском барокко также встречались такие фигурные стихи, в России в XVII–XVIII веках их писали Симеон Полоцкий, Александр Сумароков и Гаврила Державин. Вкусы XIX века заставляли смотреть на такую поэзию как на что-то причудливое и дикое, и возрождение визуальной поэзии произошло только на рубеже XIX–XX веков, когда всю Европу начали захватывать модернистские литературные и художественные течения. Самым заметным экспериментом в этом направлении была поэма Стефана Малларме «Бросок костей», напечатанная в 1897 году и во многом заставившая европейских поэтов пересмотреть отношение к графике стиха.
В ХХ веке та область, которую обычно считают визуальной поэзией, неуклонно расширялась, охватывая все новые практики. Сейчас она вплотную приблизилась к другим жанрам современного стиха — визуальные стихи создают художники, и, напротив, многие художественные работы напоминают о визуальной поэзии (работы Эрика Булатова, Юрия Альберта и многих других).
Подготовил Кирилл Корчагин
Больше стихов, похожих на произведения искусства, — в рубрике «Визуальный стих дня» на Arzamas