Найти тему
Геннадий Климов

Про 8 марта, Пурим и масленицу. Что в них общего?

Пурим – это праздник, когда евреи приходят в синагоги, они веселятся, напиваются пьяными. Дети крутят трещотки, проходят карнавалы. В 2018 году Пурим праздновался три дня — с 28 февраля по 1 марта. Иногда он совпадает с 8 марта. Но кто знает, в чем смысл этого праздника?
Пурим – это праздник, когда евреи приходят в синагоги, они веселятся, напиваются пьяными. Дети крутят трещотки, проходят карнавалы. В 2018 году Пурим праздновался три дня — с 28 февраля по 1 марта. Иногда он совпадает с 8 марта. Но кто знает, в чем смысл этого праздника?

Как и в любом празднике есть несколько версий происхождения Пурима. Все зависит от того, как человек намерен глубоко проникнуть в тайну праздника.

Рядовому еврею следует только знать, что пурим – это праздник, установленный в библейской книге Есфири. На Ближнем Востоке жил еврей Мордехай. У него была племянница Эсфирь. Эта женщина стала женой персидского царя АртаКсеркса. Было это в середине первого тысячелетия до н.э.. Незадолго до этого евреи вернулись из вавилонского пленения и стали вновь восстанавливать Иерусалимский храм. Сам Ксеркс проводил умеренную политику веротерпимости.

Однако один из наиболее приближенных советников персидского царя АртаКсеркса, Аман-амаликитянин был крайним антисемитом. Он настоял, чтобы Ксеркс подписал указ о их истреблении. Об этом узнал еврей Мордехай. Он сообщил о грозящей евреям опасности Эсфирь, которая уговорила мужа подписать второй указ, который разрешал евреям обороняться (так как в древнем мире было невозможно отменить предыдущий царский указ).

В результате евреи победили, убив 76 тысяч своих врагов, был повешен и Аман, убиты десять его сыновей. Согласно книге Есфири, евреи уничтожали своих врагов 12-го и 13-го адара, а 14-го — праздновали свою победу. В царской столице Сузы избиение врагов продолжалось ещё один день, а празднование победы состоялось там 15-го адара.

Поэтому Пурим во всем мире евреи празднуют 14 адара, а в столичных древних городах: Иерусалиме, Хевроне и Тверии - его празднуют только 15 адара. Но это объяснение для простых евреев.

Однако есть другая версия для высших слоев. Для более «посвященных» — это праздник надежды. Он связан со строительством Второго иерусалимского храма. Настоящие евреи – это своеобразный духовный орден, занимающийся восстановлением единства мира - one world.

Предыстория была такова. После того, как погибла северная Троя, в Причерноморье начался длительный период религиозных исканий и смуты. После разрушение ассирийцами храмов в Дане и в Вефиле в 732 и 721 гг. до н. э. укрепилось положение Иерусалимского храма, как центрального святилища всех колен израилевых.

С восшествием же на престол царя Иосия (Иошияу) в 662 году до н. э. были ликвидированы все культы, разрушены алтари в культовых центрах северных колен. Однако была в этом и опасность. Иерусалимский храм был окончательно превращён в национально-религиозный центр, а церковь и государство приобрели единство. Евреи перестали понимать свое предназначение. Следствием стал гнев Бога.

Пришли вавилонцы. Храм был разрушен. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Ковчег Завета, главная святыня всех народов мира, был при этом утерян.

Освободил евреев из плена персидский царь Кир Великий. Он начал создавать Великую Персию.

Народам, которые были насильно переселены в Месопотамию вавилонскими царями, Кир разрешил вернуться в свои страны. Книга Ездры содержит подлинный указ Кира от 538 г. до н. э., в котором он разрешает иудеям восстановить разрушенный Иерусалимский храм и возвращает храмовые сосуды, ранее реквизированные вавилонскими царями.

Один из походов Кира в Среднюю Азию стал для него роковым. По утверждению Геродота, Кир был разгромлен воинами «царицы» Томирис, которая мстила Киру за смерть сына. После смерти Кира его потомки сохраняли традиции веротерпимости, и евреи продолжали восстанавливать Иерусалимский храм.

Но мир так устроен, что силе, которая сохраняет единство мира, противостоит другая сила, которая его усложняет и разобщает. Появилась оппозиция намерению иудеев восстановить Иерусалимский Храм. Праздник Пурим празднуется евреями в честь символической победы над теми, кто противится единству мира. Еврей — это не национальность, это более сложное понятие.

Древний еврейский историк Иосиф Флавий справедливо указывает, что пурим происходи от праздника farwardigan - встречи Нового года в древнейшем Вавилоне.

Древние цивилизации – это продукт миграций с севера из варварского мира. Far-var-digan звучит как фар-вар-диган. А само слово Диган или Дагон – глава шумеро-аккадского пантеона. Одна из надписей гласит: «Саргон, царь, падет ниц перед Даганом в Туттуле Дагон, бог филистимлян…» (Суд 16:23; 1Цар 5:2-7; 1Пар 10:10). Дагон – это филистимское название одного из трех главных ипостасей единого Бога Индоевропейцев.

Филистимляне – это враги евреев на Ближнем востоке на протяжении многих веков. Филистимляне принесли этот культ с севера - в северном уделе колена Иуды, и в уделе Асира были города под названием Беф-Дагон ("дом, точнее, храм Дагона."; Нав 15:41; 19:27).

На празднике пурим евреям предписывалось напиваться до такого состояния, чтобы не отличать Амана от Мордехая. В этот день они варвары. Far-var-digan - сложное понятие «свет тьмы» или «тьма света». Можно толковать так: «просвещение варварства» - «начало прояснения разума. Утренние сумерки».

В этот день книжник становится сталеваром и кораблестроителем, а ремесленник и пират – философом и жрецом. Еврей становится славянином, а славянин – евреем. В их гармонии – есть истинная суть единства мира.

Славянская масленица с традиционным сжиганием чучела – это празднование еврейского Моше, гостя четвёртого дня праздника Суккот. Это тайна единства филистимлян и евреев. Высшие слои тех и других являются членами одного ордена Великого Израиля. В библейском смысле Иерусалим не город, а сообщество людей, сознание которых наполнено светом. Это прогрессивная часть человечества, которая выводит многочисленные народы из тьмы к свету. Мы вечные утренние странники.

Иерусалим – это не город, и не народ. Это духовный орден, членом которого может быть человек любой национальности и любого вероисповедания. Именно этому Иерусалиму поют славу во всех синагогах и христианских церквах.

Геннадий Климов

E�/�?��{