Перед вами удивительная фотография, сделанная 31 августа 1989. Вы спросите - что удивительного в двух пожилых улыбающихся мужчинах? Дело в том, что на фотографии два пилота, сбившие два первых самолета во Второй Мировой войне. Один немец, другой поляк. За 50 лет до этого, они участвовали в одном бою рядом с польским городом Балице. Немец подбил польский истребитель, а поляк сбил 2 немецких бомбардировщика. Потом они прошли всю войну, оба были ранены и прожили долгую жизнь и вот сфотографировались через 50 лет.
А история была такая. В основе действий немецкой армии при нападении на Польшу лежал стратегический план «Вайс», впервые в истории войн, предусматривающий широкое использование авиации для подавления сопротивления польской армии и прорыв польской обороны.
Около пяти утра 1 сентября 1939 года группа первая немецких пикировщиков из эскадры StG2 «Иммельман« (Sturzkampfgeschwader 2 «Immelmann«) должна была нанести удар по польским аэродромам под Краковым. Маршрут группы пролегал рядом с городом Балице, возле которого находился один из многочисленных секретных запасных аэродромов польских ВВС. На аэродроме базировалась 121-я истребительная эскадрилья, оснащенная самолетами PZL Р.11. На встречу немцам поднялась пара истребителей командира эскадрильи - капитана Мечислав Медвецкий (Miedwiecki), вместе со своим ведомым - подпоручиком Владеком Гнысем (Gnys).
Поляки попытались перехватить один из Ju 87, но так увлеклись атакой, что упустили из виду пикировщик под командованием лейтенанта Франка Нойберта (Neubert), который обстрелял кабину самолета Медвецкого. Пилот был тяжело ранен, пытался посадить самолет, но машина загорелась.
Так что первым в истории Второй Мировой войны летчиком, одержавшим победу в воздушном бою был 24-х летний немецкий лейтенант Франк. Нойберт.
А вот уже упомянуты ведомый подпоручик Гнысь сбил первый немецкий самолет в этой войне. Он сумел уйти от немецких пикировщиков и через несколько минут наткнулся на пару бомбардировщиков Dornier Do 17. Польский истребитель открыл огонь и вскоре оба бомбардировщика врезались в землю. Считается, что это первая победа в воздухе союзников над немцами во Второй мировой войне.
В 1940 году Франк Нойберт участвовал в кампании во Франции и налетах на Англию, отличился во время оккупации Югославии. За действие против союзников в Средиземном море получил Железный Крест. Осенью 1942 года он был отправлен на Восточный фронт, где пилотировал самолет Hs 129. 30 января 1943 года был тяжело ранен в машине, попав под обстрел советской зенитной артиллерии в районе г. Ворошиловград (ныне г. Луганск). Войну закончил в звании майора.Всего Нойберт совершил 350 боевых вылетов, из них 230 – на Ju-87, а остальные – на Hs-123 и FW-190. С начала мая 1958 г. он служил в Бундеслюфтваффе ФРГ и вышел в отставку в конце сентября 1972 г. в звании генерала.
Что же касается Владека Гныся, то после поражения Польши, он перебрался во Францию, а после капитуляции Французов через Касабланку прибыл в Англию. С 20 августа 1940 года служит пилотом Королевских ВВС. Он принимал участие в Битве за Британию. В августе 44-го был сбит во Франции, ранен и попал в плен. Несмотря на ранения сумел бежать, был подобран бойцами французского сопротивления и доставлен в расположение союзников. После войны поселился в Канаде.