Что ж, с праздником! Перед этой датой хочется напомнить, что 8 марта — это в первую очередь про кровь, борьбу и революцию, и уж потом про «оставайся такой же женственной» и прочее ми-ми-ми.
Как говорит нам Википедия, 8 марта Надир-шах уничтожил династию Сефевидов и стал правителем Ирана (это его потом будут разбивать дагестанцы под селением Чох), В Канаде ввели сухой закон, в России приняли на вооружение пулемет Максим и затеяли Февральскую революцию, в Индии Ганди объявил всеобщую кампанию несотрудничества, а Сталин начал депортацию балкарского народа. Что-то Остапа понесло…
В общем, 8 марта — день борьбы за права женщин. И к этой дате из своих запасников я хочу посоветовать мемуары одной выдающейся дамы. Беназир Бхутто, премьер-министр Пакистана — женщина принципиальная и при этом обаятельная как человек, к тому же талантлива как журналист и хронист. Она написала несколько томов мемуаров, один из которых, «Дочь Востока», издан и на русском языке. Издало его когда-то почившее издательство «Амфора», но в электронном виде найти можно.
Понятно, что Беназир пришла к власти как наследница своего отца Зульфикара Али Бхутто. Горячо любимого народом премьера свергли военные, а после нескольких лет тюрьмы не постеснялись пытать и наконец казнить своего узника, всё практически на глазах у его дочери. Сыновья Зульфикара становились естественной мишенью и вынуждены были бежать из страны, а дочь осталась и пыталась защищать отца всеми легальными методами, переняла руководство партией. Тут случилось два казуса, объясняемых устройством традиционного общества в Пакистане. Первый — такое общество отнимает у женщины права, но при этом наделяет неприкосновенностью. Сыновей такого отца военные бы уничтожили, не задумываясь (правда, эта неприкосновенность не мешала хунте держать Беназир в тюрьме с весьма жестокими условиями). А второй казус — принцип династии одержал верх над принципом «женщина — друг человека». И Беназир стала воспреемницей своего отца.
Впрочем, подобная история случилась и в других странах Южной Азии: Индира Ганди наследовала своему отцу Неру, дело погибшего Соломона Бандаранаике (Шри Ланка) продолжили его супруга и дочь, а в Бангладеш таких героинь-вдов оказалось аж две, причем мечтающих уничтожить одна другую.
С одной стороны, такое престолонаследие никак, вроде бы, не влияет на общий уровень эмансипации женщин — ведь женщина-правитель просто берёт на себя исполнение мужской роли в отсутствие более подходящих наследников.
С другой стороны, Беназир сдвинула проблему с мертвой точки — она дала всем пакистанским девочкам обязательное школьное образование. Она победила полиомелит и снизила смертность рожениц. Она привлекла женщин к участию в органах самоуправления и правозащите.
Многое «Черная Роза Пакистана» делала своим примером: не носила чадру и не соблюдала обычай затворничества, делала своим детям прививки в прямом телеэфире. Да, при всей политической борьбе Беназир Бхутто вышла замуж по соглашению семей и родила двух детей, исполняя обязанности премьер-министра.
Наконец, Беназир оказалась главным борцом против военной хунты в стране, где правительства обыкновенно являются марионетками своего Генштаба. Её ненавидели генералы, Талибан и сельские муллы. Она провела значительную часть своей жизни в тюрьме и в вынужденной эмиграции. 27 декабря 2007 года одну из самых выдающихся женщин за всю историю человечества, первую женщину — премьер-министра исламской страны смертельно ранил из пистолета террорист-смертник. Так Пакистан упустил свой шанс на процветание и жизнь без войн и терроризма.
Автор: Глеб Стукалин
Если вам понравился мой канал — подписывайтесь и лайкайте!
Если вы хотите что-нибудь спросить/предложить — пишите на почту glebstukalin@yandex.ru