Продолжаем тему блокировки резьбы. Проблема недопущения самопроизвольного раскручивания гаек и болтов возникла тотчас следом за изобретением резьбового крепежа, и решений этого вопроса существует предостаточно и на любой вкус. Тем не менее, новые решения все равно возникают, спрос на них есть ввиду возрастания требований как к надежности, так и к технологичности новых способов. И в этой части, как и в предыдущей, я начну от простых и всем известных решений и закончу весьма сложными и достаточно малораспространенными.
ПРОСТЫЕ СПОСОБЫ
Пожалуй, самое простое решение, используемое испокон веков - соединить головки болтов или гайки проволочной стяжкой:
Также всем известный способ, часто встречающийся в автомобильных узлах подвески и шасси - фиксация корончатой гайки с помощью шплинта:
Если гайка обычная, ее можно превратить в корончатую, надев на нее штампованную накладку. Фиксация происходит, как и в предыдущем случае - шплинтом:
Следующая гайка - ступичная. Если присмотреться, то видно, что верхнее кольцо этой гайки сплюснуто и представляет из себя овал. За счет этого происходит зажим резьбы на нескольких верхних витках, что и требуется для фиксации:
Еще одно решение с применением сжатия. На этот раз будет сжиматься внешнее кольцо, кольцевая зубчатая насечка которого при сжатии зайдет в ответные пазы зубчатой короны на гайке. Таким образом гайка зафиксируется. Естественно, что внешнее кольцо имеет фиксацию еще и к валу с помощью внутреннего шипа, аналогичного шипу у лапчатой шайбы.
Крепление с помощью лапчатой шайбы - очень распространенный способ, при котором лапчатая шайба удерживается внутренним шипом в пазу вала и одной или несколькими лапками крепится за гайку с пазами, расположенными на боковой поверхности:
СЛОЖНЫЕ СПОСОБЫ
Тип 1. Гайка "SAPER LOCK"
Интересный способ фиксации резьбы с помощью некоего подобия пружины, играющей роль стопорной муфты.
В гайку встроена пружинка, один из концов которой в виде рычажка выступает из специального паза на боковой поверхности гайки.
Этот выступающий рычажок нужен при откручивании. Дело в том, что при закручивании гайки пружинка вместе с гайкой свободно вращается по резьбе, не препятствуя закручиванию.
А при попытке откручивания, т.е. вращения гайки в обратную сторону, пружина сжимает витки резьбы и блокирует винт. Открутить гайку можно, только сдвинув рычажок пружины в крайнее левое положение. Для этого надо будет иметь специальный набор головок.
Тип 2. Гайка "SEAL LOCK"
В нижней внутренней части гайки встроено пластиковое кольцо:
При затягивании это кольцо деформируется и принимает форму полости, образованной корпусом и гайкой, тем самым плотно обжимая резьбу и надежно фиксируя ее.
Тип 3. Гайка "SUPERBOLT"
Этот тип применяется при больших габаритах гаек. Например, есть резьба диаметром в полметра. Как закрутить гайку на такую резьбу с достаточным усилием? Нереально масштабировать обычную шестигранную гайку под такой размер, т.к. для ее затягивания понадобится и соответствующий чудовищных размеров гаечный ключ.
Вместо этого применяют тоже гайки, но не шестигранной, а круглой формы. Их закручивают на резьбу почти вручную, а уже силовую затяжку выполняют болтами, расположенными в этой гайке. Болты упираются в шайбу, установленную под гайкой, и создают необходимое усилие стягивания.
На рисунке ниже видно, как болты 1, находясь в теле гайки 2, упираются в шайбу 3 и тянут гайку 2 вместе с центральным болтом 5, создавая необходимое усилие стягивания. Так удалось уйти от громоздких гаек с огромными усилиями закручивания к малым усилиям на большем количестве болтов при незначительном усложнении конструкции.
На этом заканчиваю вторую часть. Третья часть также будет с традиционным обзором от простого к сложному, т.к. неохваченных предыдущими обзорами традиционных и новых способов блокировки резьбы все еще хватает.
Читайте также: