Что бы ни происходило в экономике, но иметь две машины в семье готовы многие белорусы, которых можно отнести к крепкому среднему классу. Что это - каприз или необходимость? В чем смысл второго автомобиля, каким он должен быть? И что тогда подразумевается под "основной" машиной? Ответы - в трех историях от разных семей.
История первая, классическая
"Два автомобиля в семье - это в любом случае удобно, потому что можно не зависеть друг от друга. Но это, как ни крути, расходы на два автомобиля, - резонно замечает Алексей. - Поэтому надо как-то укладываться в рамки бюджета. Один автомобиль может быть дороже в эксплуатации, второй - дешевле. При этом разница в расходах будет: у второй машины пробег раза в 3-4 меньше, чем у основной. И это, кстати, позволяет, если есть бюджет, взять в качестве "дополнительного" какой-нибудь интересный, мощный или красивый автомобиль для души - с малыми пробегами он все равно не будет требовать много денег. Вот основная машина - рабочая лошадка, у нее пробеги большие, поэтому желательно, чтобы она была достаточно экономичной.
Я не вижу никакого смысла покупать две одинаковые или похожие машины. Так как универсальных авто не бывает, ты можешь купить совершенно разные модели под разные задачи. Например, одна машина чисто городская. Ну а вторая? Большая и комфортная, чтобы ездить в отпуск. Или внедорожник, чтобы на рыбалку или на природу всей семьей. Сейчас купили дачу, и вот теперь думаю: а не взять ли микроавтобус, чтобы туда кучу барахла можно было затащить, или компанию большую, или еще что. Или вот еще вариант, пока как бы шуточный, но все же - электромобиль для ежедневных поездок. Здесь, конечно, есть вопросы, но через несколько лет это может быть интересный вариант".
При этом сам Алексей ездит на 4-летней Skoda Superb 1.8 TSI, а его жена Елена - на 10-летнем KIA Rio 1.4. Почему именно такой выбор?
"Автомобиль выбирался по тому критерию, чтобы на нем было удобно ездить, чтобы туда помещались двое детей и был более-менее нормальный багажник, - объясняет Елена. - Леша катается больше по командировкам - у него свои требования: устойчивость на трассе, низкий расход, круиз-контроль - без него он не может. А мне это не нужно. Плюс парковаться в городе на маленькой машинке гораздо удобнее. Машины я все "примеряла", в итоге остановились на Rio. Брали его новым, вот уже 10 лет езжу".
"Так как предполагалось, что пробеги второй машины будут небольшими, а приобретается она на большой срок, можно было смело рассматривать вариант нового "бюджетника", - продолжает Алексей. - Rio за 10 лет проехал 115 тысяч километров и потерял 10.000 долларов, Superb за 4 года проехал 180 тысяч и стал дешевле на 20.000. При больших пробегах автомобиль приходится менять чаще, каждые 3-4 года, а это значительная потеря в цене. С другой стороны, несколько сотен тысяч километров б/у может и не выдержать, придется в нее больше вкладывать. Здесь уже надо считать".
История вторая, немного парадоксальная
"Несколько лет у нас в семье был Chrysler Pacifica. Он устраивал всю семью, периодически и жена им пользовалась. Но до работы ей было пять минут пешком, а затем она и вовсе ушла в декрет - ездить ей особо никуда не надо было, - рассказывает Даниил. - Но потом мы поменяли Chrysler на Chevrolet Express. На нем жена ездить отказалась: слишком большой и неповоротливый. Тогда встал вопрос о второй машине в семью. Была и другая причина: Express действительно огромный и "прожорливый", ездить на нем по городу не очень комфортно и довольно дорого. Экономическая целесообразность во втором автомобиле с меньшим расходом была.
Так у нас появился хэтчбек VW Polo. Правда, пока жена оставалась в декрете, по большей части на этом автомобиле ездил я. Сейчас супруга стала ездить больше. Но получается так, что я работаю в первой половине дня, она - во второй. Поэтому в принципе мы можем использовать один автомобиль на двоих. Ну а если обоим нужна машина, я просо сажусь на Express или даже на общественный транспорт. Если бы мы работали в одно время, то каждый бы ездил на своей машине. То есть в какой-то момент второй автомобиль вдруг стал основным средством передвижения - такой вот парадокс.
Стоило ли при таком раскладе брать второй автомобиль? Смысл в том, что можно иметь две разные машины: одну - большую семейную, пусть даже "прожорливую", вторую - меньше и экономичнее для ежедневных поездок, а если надо - для жены.
Хотя, если честно, Polo с двигателем 1.4 на "автомате" особо экономичным не назовешь. С "автоматом" он 10 литров по городу запросто брал. С другой стороны, Express "кушает" в два с лишним раза больше… Второй момент - пока в семье был один ребенок, Polo хватало: можно было и коляску закинуть, и какие-то вещи. Но появился второй ребенок - понадобилась более вместительная и просторная машина. Поэтому не так давно Polo мы поменяли на универсал BMW 325xi. Он в любом случае компактнее и экономичнее, чем Express.
В будущем вместо Chevrolet все равно будет браться или веселая "гонка", или что-то вроде Pacifica/Express. Второго универсала точно не будет - какой в этом смысл? Здесь вопрос в том, какие задачи ставятся. В нашем случае вторая машина должна быть большой и комфортной, чтобы можно было с комфортом отправиться в дальнюю поездку. Даже на BMW ехать далеко вчетвером так себе удовольствие, а про Polo даже не говорю".
История третья, рациональная
"В свое время передо мной стоял вопрос, как поступить - купить один большой и вместительный автомобиль на семью или два? - вспоминает Юрий. - Взять бус, куда помещаются "корзина, картина, картонка и маленькая собачонка", или все-таки две машины? Нас в семье пять человек, трое детей, поэтому вопрос принципиальный. Сложилось так, что пошли по второму варианту, который я до сих пор считаю оптимальным.
Ситуаций, когда надо сразу всех взять на борт, не так много. Дети все-таки разновозрастные, у каждого свой график: разные смены в школе, разные кружки-тренировки. Потребности возить всех сразу нет. В конце концов, когда есть летние поездки на дачу, можно и уплотниться. А две машины - это в нашем случае очень удобно. Степень свободы гораздо выше. Надо жене куда-то поехать - она от меня не зависит. Нужно одного ребенка в школу, другого на тренировку - я везу одного, жена другого. Есть и дополнительное преимущество: когда одна машина в ремонте, всегда под рукой вторая, так что транспортный вопрос закрыт. Была ситуация, когда я одалживал родственникам один из автомобилей, когда их машина встала на длительный ремонт.
Недостатки? Помимо расходов это то, что "автомобильным" вопросам приходится уделять больше времени, особенно если обе машины подержанные. Даже если они не ломаются, их надо обслуживать, проходить ТО, менять шины - все это требует соответствующих временных затрат.
Я анализировал, как должен выглядеть семейный автопарк. Для "дальнего боя" это должен быть автомобиль среднего или гольф-класса с дизельным мотором объемом 2,0 литра. А в дополнение к нему - бензиновая малолитражка с мотором 1.3-1.4. Многие пригнали себе бусы, минивэны в расчете на поездки всей семьей, но в итоге большую часть времени ездит один-два человека, а под капотом - мотор 3.3 и соответствующий расход топлива. Я вообще никогда не был сторонником больших машин. Но когда появилась необходимость брать с собой одновременно две коляски, то с этой задачей справился универсал Audi А6. Более компактный автомобиль уже был бы бессилен. Так что вторая машина должна быть вместительной".
Раньше у собеседника в качестве основной машины выступала Audi A6 2.5 TDI, а в качестве "городского" автомобиля для супруги использовалась сначала Honda Civic, затем Opel Astra. Но потом вместо Astra появился новый Duster с дизельным мотором, который стал "главным" автомобилем, а "на подхвате" теперь Audi. И в дальние поездки с семьей Юрий предпочитает отправляться на Renault.
"Может быть, когда едешь один и умеешь держать в руках гаечный ключ, можно ехать и на старой машине. Но когда ты едешь всей семьей, особенно в дальнее путешествие, наверное, имеет смысл использовать для этого новый или свежий автомобиль. Именно поэтому, а также из-за разницы в расходе топлива всей семьей мы ездим на Duster, а не на А6. Вообще, имея опыт эксплуатации сильно подержанного автомобиля в хорошем состоянии и нового, скажу, что в части уверенности в технике новый автомобиль на три корпуса впереди. Старый автомобиль, как за ним ни ухаживай, всегда может подкинуть какой-нибудь "сюрприз". Так что нет-нет, да и приходит периодически мысль продать Audi и взять новый "бюджетник". Единственное, что от этого останавливает, - понимание того, что такого автомобиля, как А6, уже больше не будет…"
Наш вердикт
Второй автомобиль - это всегда дополнительная нагрузка на семейный бюджет, а также лишний источник хлопот. С другой стороны, и преимуществ немало. И если уж решено иметь в семье две машины, логично, что одна из них должна быть экономичной, другая - вместительной, функциональной или просто для души. По крайней мере понимаешь, за что платишь.
Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber