Установка в своем автомобиле ГБО – газобаллонного оборудования подчас связана с терзаниями: а безопасно ли это? И многочисленные ролики в Сети о том, как легко и быстро (и порой без видимых причин) взрываются машины якобы с ГБО в багажнике, не дают отогнать эту мысль. Но мы решили проконсультироваться у специалистов…
Суть установки ГБО – сэкономить деньги на заправке бензином. И экономия эта, в целом, оправданна: сейчас цена на пропан/бутан в Казахстане – 70 тг. (20 центов) за литр, это больше чем в два раза дешевле, чем бензин или дизель. Но прежде чем начать экономить, человек сначала должен вложиться в оборудование. Цены на ГБО варьируются от 500 до 1500$. В основном, цена зависит от самого оборудования и его производителя. Чаще всего используется европейское ГБО: лучше всех себя зарекомендовали итальянцы и поляки.
Экономия
Если машина в год проходит меньше 10–15 тысяч километров, то нужда в установке ГБО сама собой отпадает: окупаться она будет очень долго.
Если же автомобиль в день наматывает 150–200 км (например, в режиме такси), то ему – прямая дорога на сервис по установке ГБО. Например, такси Daewoo Nexia, имеющее пробег 250–300 км в день, окупается в среднем за полтора-два месяца.
Экология
Наш автопарк староват – это ни для кого не секрет, поэтому показатели в плане токсичности и выхлопа у наших машин не очень хорошие, да и смог все видят невооруженным глазом.
Газ экологичнее бензина, потому что он полностью сгорает в цилиндре, тогда как бензин может где-то не догореть, вызывать отложения, образовывать нагар…
Установка
Сейчас уже вышло шестое поколение ГБО, но не факт, что установив его – самое совершенное и новое, – вы не столкнетесь с проблемами. Потому что самое главное –
это насколько правильно установлено ГБО и насколько грамотно оно настроено.
Сейчас самое распространенное поколение – четвертое. Но если его установить неверно или неправильно настроить управляющую электронику, то через месяц вы просто выбросите двигатель. А можно и ГБО второго поколения настроить так, что оно будет работать изумительно!
Безопасность
От правильности установки большей частью зависит цена на ГБО. И не всегда в погоне за дешевизной можно получить адекватный сервис: вам могут просто «насыпать» под капот все запчасти, использовать некачественные шланги или трубки, проводку кучей накидать рядом с мотором – потом расплавится да замкнет… И это – один из самых главных аспектов безопасности.
В этом же столбце и материалы. Если купить на базаре шланг и установить его под ГБО, он, конечно, будет работать, но примерно через месяц вы приедете на сервис и будете говорить, что у вас пахнет газом из-под капота. Утечек нет, а запах есть, потому что сам шланг пропитывается газом.
Важно использовать специальные шланги для ГБО: они стоят дороже, но и служат дольше. И не воняют.
Баллоны
Существует два вида баллонов: цилиндрический и терраидальный (последний используют для удобства установки в легковом автомобиле вместо запасного колеса).
Чем баллон дороже, тем он качественнее: толще стенки, прочнее швы, он выдерживает удары кувалдой! Баллон проходит сертификацию раз в 4 года, и если он вышел за пределы регламента, его использовать нельзя. Вообще, после установки ГБО рекомендуется заезжать на ТО каждые 15 000 км просто для проверки.
Чтобы успокоить свою душу, можно посмотреть в Интернете краш-тесты газовых баллонов: они не то что не взрываются при ДТП, но и придают дополнительную жесткость каркасу. Поэтому чтобы баллон взорвался сам по себе, надо очень постараться. Конечно же, при условии, что он качественный…