Пол, как и многие, я познакомился с твоими работами из книги «Уличная фотография сейчас», которая всегда меня вдохновляла, и я не могу передать словами, как это здорово, что ты согласились дать мне интервью!
Ты живешь в Дорсете, пожалуйста, расскажи немного о себе:
Ну, я родился в 1966 году в Лондоне, вырос в Сассексе. После университета немного поколесил по стране в поисках работы в различных издательствах. А вот уже 12 лет я живу в Дорсете, и, в основном, занимаюсь редакторской работой, хотя в последние пару лет я сосредоточился на фотографии.
Уличной фотографией я увлекся, будучи подростком, но тогда это был скорее интерес к работам самых известных уличных фотографов и фотографов-документалистов. Самостоятельно же я начал фотографировать с 70-х годов – в основном на дешевые зеркальные камеры – снимая все подряд. У меня даже был мрачный период, когда я фотографировал кладбища.
Увлечение именно «делать» уличную фотографию пришло ко мне вместе с цифровой фотографией. Пройдя этап в течение которого я снимал по паре катушек черно-белой пленки в месяц, в 2003 году я приобрел 2-мегапиксельную цифровую камеру и уже за первые несколько месяцев отснял тысячи фотографий. Просматривая их и отбрасывая тонны фото-мусора, я понял, что наиболее выразительны именно те снимки, на которых запечатлены люди. В том же 2003 году, я создал веб-сайт www.paulrussell.info где размещал свой отснятый материал.
Вообще, я часто делал однодневные вылазки в Уэймут, и теперь у меня есть обширная коллекция билетов на поезд.
Так что же такого особенного в британском побережье, на твой взгляд?
Меня интересует тот факт, что люди, живущие на берегу моря, очень быстро привыкают к нему и не обращают на него внимания, так что большую часть года – в «не сезон» — побережье абсолютно пустынно. Я пытался показать побережье в качестве тихого, но приятного места, чтобы восстановить равновесие двух наиболее распространенных способов его изображения: либо очень яркого, со слишком насыщенными, даже вульгарными цветами, либо, наоборот, – невзрачным и мрачным. Я думаю, что эти два способа стали слишком распространенным клише.
Многие из моих приморских серий были сняты в период с 2006 по 2009 годы, но я до сих пор нахожу материал, который удачно вписывается в антураж предыдущих фотографий. Я стараюсь, чтобы мои фотографии не были просто кучей снимков на морском побережье. Все они, в основном, сделаны в несезон (то есть не августе).
Мне кажется, что мои приморские фотографии, отчасти, популярны благодаря так называемым коллективным ощущениям – у большинства людей есть приятные воспоминания об отдыхе на побережье.
Сложно не заметить, что у тебя отличное чувство юмора. Существует мнение, что фотография не просто отражает то, что вокруг нас, но посредством наших фотографий позволяет понять, кто мы есть через то, что мы выбираем в качестве объекта съемки. Ты согласен с ним?
Я не знаю. Я не особо веселый парень, но должен согласиться, что среди моих работ есть немало достаточно юмористических. А, вообще, я считаю, что юмор – это просто забавный способ быть серьезным.
Твоя серия, посвященная Брайтону, одновременно сочетает реальность и абсурдность некоторых кадров. Туристические компании еще не предлагали тебе использовать твои фотографии для рекламы их приморских видов?
Ну, знаешь ли, это совершенно другие изображения Брайтона – не те яркие летние картинки, что мы привыкли видеть на открытках, рекламных фото или телешоу.
Типичные виды Брайтона в Картинках Google – это сотни пейзажей залитого солнцем побережья. Но мои фотографии – это не то, что видят туристы, это то, что видят местные жители, то, что вы видите серым днем, тащась на работу.
Эту серию, кстати, я отснял в очень жестких условиях – в течение одного 2013 года и на обычную цифромыльницу, которая мало пригодна для уличной фотографии.
Эти фотографии были сделаны на протяжении 35 однодневных поездок из Уэймута в Брайтон. Я попытался захватить захудалое, ветхое очарование, которое связывают с этим городом. По мере развития проекта, я нашел, что я постоянно возвращаюсь к фразе Кейт Уотерхаус, что «Брайтон это город, который всегда выглядит так, как будто он помогает полиции в ее расследованиях».
Глядя на большинство твоих фотографий, я убеждаюсь в том, что тебе, похоже, удается навести порядок в хаосе, который нас окружает. Верно?
Действительно, в душе я формалист, мне нравится фотографировать предельно аккуратно и с «классической» компоновкой, хотя я и не переживаю, если края кадра получаются неопрятными или с «обрезанными» людьми. Некоторые из работ Виногранда (Гарри Виногранд — известный американский фотограф, классик жанра уличной фотографии – прим. spp-photo.ru) слишком дики для меня. Форма или содержание? Форма крайне важна для меня. Неэстетичные элементы изображения сразу же бросаются мне в глаза даже в тех местах, где другие люди их, возможно, и не заметят. А еще я ненавижу белое небо – оно отвлекает внимание от происходящего в кадре.
У тебя целый ряд уличных фотографий, отснятых в Лондоне. Много времени проводишь в столице? Выбираешь места съемок специально или любишь фотографировать, где придется?
Лондон – это, наверное, мое самое любимое место для съемки в плане опыта, а не результата. Возможность снимать более свободно всегда приятна.
Пустынность побережья и лондонская суета – два совершенно разноплановых жанра, ставящих перед фотографом абсолютно разные проблемы. Например, если я прогуливаюсь по пустынному пляжу в зимнее время, и хорошо знаком с окрестностями, то я готов к тому, что в ожидании одного единственного кадра я могу провести уйму времени. В таких ситуациях я подолгу ищу какую-нибудь случайную деталь пейзажа, что-нибудь, что выбивается из обыденности.
Совершенно иная ситуация в Лондоне: толпы людей, размеры города, постоянно изменяющаяся обстановка и осознание факта, что для съемки у меня есть всего несколько часов – порождают колоссальную информационную перегрузку. Порой мне очень трудно отфильтровать поток информации и впечатлений, замедлить течение событий, и трезво взглянуть на происходящее вокруг.
Если фотографии Брайтона и побережья позволяют взглянуть на эти места глазами местного жителя, то фотографии Лондона – исключительно глазами туриста. Все они отсняты в известных частях города, например, на Пикадилли и изображают туристов или иронически иллюстрируют некоторые аспекты из жизни Лондона, превратившиеся в клише. Я бываю в Лондоне всего около дюжины дней в году. Я был бы рад приезжать чаще, но цены на железнодорожные билеты до Лондона весьма дороги.
Наконец, если бы ты мог повернуть время вспять и дать молодому себе всего один совет по фотографии, каким бы он был?
Всегда носите с собой визитные карточки – иначе, когда они вам потребуются, их не будет под рукой. И не тратьте слишком много времени на поиск или постановку интересных сцен, ведь по прошествии времени вы найдете многие из них слишком неестественными.
Спасибо, Пол!