Найти тему
Основной аэродром

Легенды гражданской авиации: DELAG - первая авиакомпания в мире

Сегодня мало кто знает, но первые регулярные пассажирские рейсы были выполнены отнюдь не на самолётах. Шёл 1909 год, аэропланы уже возили одиночных пассажиров, но этого было явно недостаточно для коммерческих перевозок. И тогда на сцену вышли они - дирижабли жёсткой конструкции. К этому моменту кайзеровская Германия прочно удерживала мировое лидерство в дирижаблестроении. Всё это благодаря летающим аппаратам конструкции изобретателя и пионера авиации - графа Фердинанда фон Цеппелина.

Граф Фердинанд фон Цеппелин
Граф Фердинанд фон Цеппелин

Авиаконструктор прошёл долгий и тернистый путь, полный экспериментов, аварий и балансирования на грани банкротства (после аварии дирижабля LZ-4 в 1908 году только пожертвования в размере 5,5 миллиона марок помогли ему продолжить свою работу). Но его настойчивость была вознаграждена - он смог спроектировать достаточно надёжные и хорошо управляемые летающие аппараты. Основная надежда была на заказы новой техники военными ведомствами, а вот использование дирижаблей для пассажирских и грузовых перевозок граф фон Цеппелин считал делом вторичным.

Толпа зевак рассматривает останки LZ-4 после катастрофы. 1908 год
Толпа зевак рассматривает останки LZ-4 после катастрофы. 1908 год

Но жизнь повернула всё по-другому - военные не торопились, а деньги заканчивались. Поэтому 16 ноября 1909 года была основана DELAG (Deutsche Luftschiffahrts-Aktiengesellschaft) - первая в мире гражданская авиакомпания. Фактически это был филиал дирижаблестроительной компании Luftschiffbau Zeppelin. Первенцем воздушного флота новой авиакомпании стал LZ-7 "Deutschland" ("Германия"), способный перевезти 24 пассажиров со скоростью 32 км/ч. Впервые он ушёл в рейс 19 июня 1910 года, но уже 28 июня "Германия" терпит крушение. К счастью, обошлось без жертв.

LZ-7 "Deutschland" в полёте. 1910 год
LZ-7 "Deutschland" в полёте. 1910 год
LZ-7 "Deutschland" в полёте. 1910 год
LZ-7 "Deutschland" в полёте. 1910 год
Кабина LZ-7 "Deutschland". 1910 год
Кабина LZ-7 "Deutschland". 1910 год

Состоятельные немцы не преминули воспользоваться возможностью совершать воздушные путешествия достаточно быстро, комфортно и безопасно. До 1914 года флот DELAG расширится до 6 кораблей и она успеет перевезти больше 34 тысяч пассажиров, выполняя рейсы из Баден-Бадена в Дюссельдорф, Франкфурт, Гамбург, Берлин, Потсдам и Лейпциг.

Рекламная открытка полётов в Лейпциг на дирижабле LZ-17 "Sachsen". 1914 год
Рекламная открытка полётов в Лейпциг на дирижабле LZ-17 "Sachsen". 1914 год
Пассажирская кабина дирижабля LZ-13 "Hansa". 1913 год
Пассажирская кабина дирижабля LZ-13 "Hansa". 1913 год
Пассажиры поднимаются на борт дирижабля LZ-11. 1912 год
Пассажиры поднимаются на борт дирижабля LZ-11. 1912 год

С началом Первой мировой войны исполнилась мечта фон Цеппелина - все дирижабли из пассажирских переквалифицировались в военные и принимали участие в боевых действиях в качестве разведчиков и бомбардировщиков. После войны проигравшая Германия будет должна выплачивать репарации и часть воздушного флота компании будет отдана странам Антанты в счёт выплат. Но история на этом не закончится - будет построен экспериментальный дирижабль по заказу правительства США и в 1928 году выполнен первый коммерческий трансатлантический рейс на величественном красавце LZ-127 "Graf Zeppelin".

LZ-127 "Graf Zeppelin" в полёте. 1928 год
LZ-127 "Graf Zeppelin" в полёте. 1928 год
LZ-127 "Graf Zeppelin" в полёте. 1930 годы
LZ-127 "Graf Zeppelin" в полёте. 1930 годы

LZ-127 станет последним воздушным кораблём DELAG. С приходом к власти в Германии нацистов начнутся реформы в гражданской авиации. В 1935 году авиакомпания прекратит своё существование, а её флот перейдёт в распоряжение новосозданной государственной авиакомпании Deutsche Zeppelin-Reederei (DZR). Впрочем, это уже совсем другая история.

Ну а в Германии не говорят "дирижабль", в Германии говорят "цеппелин".

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Основной аэродром. Вы будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫