На карте в этом месте значилась только метеостанция и маяк. Но когда мы сюда подходили, то еще издалека, с моря, мыс Меншикова выглядел как целый поселок с кучей строений. Виднелись какие-то машины, торчала караульная вышка. Так оно и оказалось: настоящий заброшенный военный поселок, а точнее погранзастава.
Наша лодка уже который день стояла в лагуне, чуть западнее отсюда. И море, которое находилось за песчаной косой, было покрыто сплошным беспросветным ломаным льдом. Нам было некуда деваться, мы ждали, когда лед уйдет, и посвящали все наше время вот таким вот хождениям на мыс и обратно.
На погранзаставе мы изучили старую документацию, целые залежи которой находились в кабинете командира части, в казарме. Из беглого прочтения этих бумаг можно было понять, что застава заброшена совсем недавно, в 2005 году. Когда-то тут была РЛС, следившая за судами в Карских воротах, а так же огромное количество разных вспомогательных средств. Но по тому, что мы наблюдали, становилось понятно, что данные вещи вышли из строя и были брошены еще задолго до 2005.
Старые разобранные решетки антенн станции уже почти полностью развалились от коррозии. Стоявшая здесь всюду техника - также прогнила до дыр. Очевидно, что так оно все здесь лежит уже лет под 30.
Мы ходили по полуразрушенным балкам, в которых размещалась старая разукомплектованная аппаратура. Я копался в горах запчастей и других отбросов.
В общем, было там много всего интересного, и мы понимали, что изучать это место можно еще долго. Лед на море стоял, казалось, непоколебимо. С востока и с запада от мыса Меншикова все море было белым, и как я не рассматривал горизонт в бинокль, я не мог увидеть никаких признаков открытой воды. Только серое небо и грязно-белое море. Никаких потемнений на облаках. Уйдет ли он вообще когда-нибудь?