Большинство родителей уверено в необходимости дополнительных занятий с детьми. Это могут быть спортивные секции или развивающие кружки, главное, о чем не следует забывать – дополнительное образование должно в первую очередь соответствовать интересам и возможностям ребенка, а не родительским амбициям или нереализованным детским желаниям мамы и папы.
В первую очередь необходимо учитывать темперамент ребенка. Не стоит отдавать меланхолика в активный спорт, требующий командного взаимодействия. Характер малыша это не изменит, а добавить ненужных комплексов может. Таким детям тяжело быстро принимать решения, они медлительны, а большинство видов спорта требуют быстроты реакций. Ошибка родителей может принести ребенку постоянные издевки и конфликты со сверстниками, сформировать у него комплекс неполноценности и стать причиной неврозов.
Также неразумно усаживать холерика за шахматы или мольберт (если, конечно, он сам этого не хочет). Для активного и подвижного малыша многочасовое сидение на одном месте равносильно пытке.
Кроме характера и желаний ребенка родителям необходимо учесть еще очень много факторов: состояние здоровья малыша, время на дорогу, общую продолжительность занятий с учетом заданий на дом, возможность самостоятельной поездки для ребенка или наличие сопровождающих, отзывы о тренере (стиль общения с детьми, разумность нагрузок).
Следует помнить, что главная цель любых дополнительных занятий – самореализация, поэтому они должны приносить ребенку чувство удовлетворения, а это возможно только в том случае, если человек занимается любимым делом.
Медицинские противопоказания
Перед тем, как принять ребенка в секцию тренер обязательно должен спросить у родителей справку от врача, в которой должно быть сказано, что ребенку не противопоказаны занятия данным видом спорта. Упрашивать врача написать желаемую справку при наличии у ребенка противопоказаний нельзя, так как показания и противопоказания берутся не «с потолка», а основаны на большом практическом опыте и представлении о возможных последствиях.
Противопоказания к некоторым видам спорта.
Все виды борьбы, бокс, прыжки в воду, спортивная гимнастика: неврологические заболевания (частые головные боли, перенесенные черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, менингит), сколиоз, нестабильность позвонков, заболевания суставов, врожденные пороки сердца, в том числе компенсированные.
Футбол, волейбол, баскетбол, теннис, гимнастика: заболевания позвоночника.
Художественная гимнастика, борьба, фигурное катание, большой теннис, хоккей, контактные виды единоборств: близорукость, сколиоз выше 2 степени, артриты.
При врожденных пороках сердца вопрос о спортивных секциях решается индивидуально, в зависимости от вида и компенсированности порока. Аналогичная ситуация складывается и при заболеваниях почек: решение зависит от активности процесса и наличия или отсутствия почечной недостаточности.
При острых и обострении хронических заболеваний противопоказаны любые занятия спортом.
Если ваш ребенок не отличается богатырским здоровьем, предпочтение следует отдать развивающим кружкам (шахматы, театральные студии, и т.д.), художественной или музыкальной школе. Из спортивных секций, в которых может заниматься практически любой ребенок, можно упомянуть верховую езду, ушу и бассейн. Это связано с возможностью индивидуального построения занятий с учетом физических возможностей конкретного ребенка. Занятия в воде и иппотерапия (верховая езда) широко и с большим успехом применяются в лечении детей с детским церебральным параличом.
Знай меру
Родителям необходимо чаще вспоминать, что ребенок – не робот для усвоения новых навыков и умений, а любая учеба – тяжелый труд, поэтому учебный день и неделя в целом не должны быть перегружены занятиями. Детям, так же как и взрослым, необходимо свободное время для игр, прогулок, общения с друзьями. Иногда можно и просто побездельничать. Себе же вы в этом не отказываете?
Для того чтобы вам было легче ориентироваться в степени загруженности своих детей, приведу санитарные нормы, разработанные с учетом физических и психологических особенностей различных возрастов.
Гигиенические требования к максимальным величинам воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса в соответствии с СП 2.4.2.782-99
Рекомендуемая продолжительность занятий в кружках и секциях для младших школьников составляет не более 2-3 часов в неделю; для средних и старших школьников 1,5-3 ч 2-3 раза в неделю. Все эти нормативы рассчитаны на здоровых детей, при наличии проблем со здоровьем необходима их коррекция в сторону уменьшения.
Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.