Несколько дней назад я сделал пост на тему своего общего впечатления от использования зимней резины, так называемых «липучек». В котором в частности отметил, что для себя пришёл к однозначному выводу: в тех условиях, в которых езжу я – липучки оказываются значительно эффективнее…
Данное утверждение вполне ожидаемо вызвало неоднозначную реакцию, и некоторые товарищи высказали прямо противоположное мнение. Более того, один из тех, кто комментировал этот пост, привёл выдержку заметки неизвестного мне автора, в которой последний утверждает дословно:
«...Смертельная ошибка №1 — зимняя резина «липучка». Не существует никакой «липучки», никакая шина зимой не прилипает ко льду, снегу или мерзлому асфальту, образуя в пятне контакта лето и безопасный коэффициент сцепления. «Липучка» — это такое же маркетинговое заклинание, как «Сок 100%» на пакете с компотом. Умело примененное слово само дорисовывает в сознании стабильное поведение на дороге, курсовую устойчивость и прочие технические подробности в пугающих терминах, суть которых в полном послушании автомобиля. Которого нет. Любая, даже шипованная резина требует навыка, привыкания, осторожности. И никогда, ни при каких условиях не может удержать автомобиль с таким же успехом, как летняя шина на теплом и сухом асфальте. Но «поколение Iphone». Автор этого утверждения некий С. Асланян.
И на первый взгляд общая мысль автора кажется верной, но почему он делает акцент именно на конкретном типе покрышек, липучках?. Например, мои впечатления после езды на липучках несколько отличаются от риторики этой цитаты.
В частности, мой опыт использования такого типа резины включает чуть более 20 тыс. км на липучках в условиях: город (морозы и оттепели), загородные трассы федерального значения (4 поездки Москва-Питер), несколько выездов по трассам местного значения и поездки по снежному бездорожью.
Более того, история, которая побудила написать этот пост связана с небольшим путешествием на Volvo V90 CrossCountry. Оно так же включало в себя поездку по достаточно ровной и чистой дороге, поездку по снежной колее на разбитом участке трассы местного значения. Проще говоря совсем не убранную дорогу. И несколько проездов по снежной колее и даже снежной целине. Во всех случаях я ощутил работу резины, как она в прямом смысле цеплялась с дорогой, обеспечивая надёжное управление.
Сейчас я не хочу делать однозначных выводов и ставить вопрос ребром. Уподобляясь г-ну Асланяну выступить в духе: шипы — это всё ерунда, они лишь увеличивают тормозной путь, да и вообще уничтожают дороги, переходите на липучки. Пусть это будет лишь пищей для размышлений. А в качестве наглядного подтверждения того, как бывает, приведу два видеоролика
Здесь Mitsubishi Pajero Sport (в начале в старой версии) преодолевает снежную целину. Отмечу, что в первом эпизоде всё закончилось благополучно, но лишь через 4 часа, после того, как мы полностью откапали машину. После этого я смог выехать.
Можно ли сказать, что проблема в машине? Не думаю, ведь Pajero изначально создан, как внедорожник и имеет 3 различных полноприводных режима. Дополнительно ряд настроек, которые должны помогать в подобной ситуации. Собственно, используя эти настройки удалось благополучно выехать. Резина, как вы могли догадаться, шипованная.
Второе видео с участием той самой V90 CrossCountry. Уклон на самом деле немного больше, а машина двигается задом. Более того, отмечу, что у CrossCountry нет каких-то специальных внедорожных систем. Есть режим OffRoad, на котором она получше тянет на «низах». То есть, машина всё же не создана для бездорожья, она создана для комфортной езды на дорогах с разным покрытием.
Не всё так просто.
На самом деле в том же споре под постом прозвучало несколько действительно верных утверждений. Например, о том, что очень важно верно оценивать не только качество и тип покрышек, но и класс автомобиля. Признаюсь, у меня нет опыта езды на липучках с бюджетным автомобилем. И утверждать, как будет себя вести машина такого класса с этой резиной я не могу. Но могу предположить, что всё же класс машины играет не последнюю роль. И потенциал концепции может раскрываться лишь в сочетании с рядом других характеристик и качеств. К примеру: постоянного полного привода. Возможно, подобные тесты и проводились.
Этой же небольшой заметкой я хочу в большей степени обратить внимание на совсем другую проблему. Очень распространённую в последнее время. Навешивание ярлыков. Разделение людей по половому или возрастному принципу. Разумеется, есть ряд критериев, которые могут дать общее представление и оценку. Но не стоит слепо следовать им.
Например: цена=качество. Разумеется, цена предмета является определённым индикатором качества продукции, но далеко не всегда этот индикатор безусловный. Или: стаж=опыт. Разумеется, кратно больший стаж увеличивает вероятность большего опыта, но это не равнозначные значения. И не всегда большой стаж говорит о большом опыте. В равной степени эта модель работает и в обратном порядке. Не важно о чём идёт речь. О стаже вождения автомобиля или ловли какого-то определённого вида рыбы.
Тоже можно сказать и о гендерном разделении водителей. В целом, да. Женщины за рулём кратно чаще чудят, делают совершенно неадекватные манёвры. Значительно чаще оказываются в совершенно нелепых ДТП. Но, это не значит, что абсолютно все женщины плохо управляют машиной. Равно как и абсолютно все мужчины управляют машиной лучше женщин. Я каждый день вижу совершенно разные примеры.
Тоже касается и резины. И когда кто-то утверждает в столь категоричной форме, скорее всего за этими словами стоит какая-то ангажированность, либо банальное отсутствие опыта. Человеку не с чем сравнивать и он на основе того, что имеет делает столь громкие выводы. Но это его проблема, я же считаю, что куда более важно научится самому фильтровать информацию
В своём посте я написал, что для меня выбор между шипами и липучками однозначно в пользу последних. И готов повторить это. Но это мой опыт, моё впечатление от конкретных ситуаций. Основанный на эксплуатации автомобилей конкретного класса. Я вовсе не призываю принимать этот опыт, как единственно верное решение.
В одном лишь я соглашусь с автором этой цитаты: езда зимой в значительной степени отличается от езды летом. По многим показателям. Помимо собственного опыта, навыка, помимо класса вашего автомобиля, наличия в нём полного привода и различных вспомогательных систем. Знания дороги, наконец… есть ещё один важный фактор: другие участники движения. И вы не можете знать каково сочетание этих факторов для каждого из них. Но учитывать возможные сценарии нужно всегда. Проще говоря, быть более осторожным не только в отношении себя, но и соседей по дороге.
За и против.
Думаю, не лишним будет отметить несколько нюансов, которые я считаю важными, для себя, делая ставку в пользу липучек. Итак, условные испытания показали, что сцепление имеет место на заснеженной и сколькой поверхности. Но это не единственное преимущество липучек.
Для меня очень важен комфорт и атмосфера в машине. По причине длительных и частых поездок. И тут уже сложно спорить, но шипованная резина всегда более шумная. Если ваша машина обладает хорошей шумоизоляцией – отлично. Но, к примеру, тот же Pajero Sport не может похвастать этим показателем. И потому во время движения в салоне всегда имеет место характерный гул. Возможно, кто-то может привыкнуть к этому и не обращать внимания. С липучками такого эффекта нет.
Я люблю брендированные машины, но делать это сугубо по желанию и теми изображениями, которые мне хочется видеть на своём автомобиле. Обязательное размещение знака «Ш» на заднем стекле автомобиля лично для меня напрягает. Я никогда не понимал людей, кто лепит себе на машину, всякие «чайники», «коблуки» и прочее. Даже картинку указывающую, что в машине дети… Ведь, если придерживаться этой логики, выходит, что если бы в машине детей не было, то её можно таранить!? Бред! Да и как я должен воспринимать эту информацию? Непонятно. Во всяком случае пока нет нужды ставить какие-то знаки, которые указывают на то, что машина укомплектована «липучками».
Наконец момент «переобувания». Осенью и весной автомобилисты делятся на две категории: одни тянут до последнего, другие спешат быстрее «переобуться». И обе этих категории как правило промахиваются в решении. Природа оказывается хитрее. Всё же с липучками всё не так критично. Вы можете вполне «переобуть» машину при наступлении первых холодов и спокойно кататься до того момента, пока не станет очевидным, что зима уже не вернётся. Тем самым избавив себя от неприятных ситуаций на дороге и лишних нервотрёпок.
Эти факторы я считаю безусловными. Всё остальное на уровне ощущений. Всё же любой тест всё равно не до конца объективен, так как в конкретных условиях результат может быть совсем другим.
Dmitry Matveev // ItodorTV (c) 2018 фото и видео автора