Краткий обзор фильмов, снятых в содружестве, как тогда говорили, или в копродукции с странами Западной Европы и США. Это были страны капиталистического мира, как тогда говорили, страны, с которыми СССР находилась в сложных отношениях. И любая такая копродукция была значительным событием. Любопытно, что такие фильмы пользовались успехом в СССР гораздо большим, чем на Западе.
1 Фильм "Синяя птица".
Фильм "Синяя птица" - редкий гибрид советского и американского кино, пример копродукции, которая с треском провалилась в США, да и в СССР не пользовалась особым успехом. Фильм сейчас вообще представляет чисто исторический интерес. Это пример того, как во времена разрядки могли сотрудничать наши кинематографисты.
Получилось нечто неудобоваримое. И проблема, наверное, в природе сценарного материала. Все же, Митерлинк - очень сложный драматург, да и само направление символизм, которое он представляет очень сложно драматизировать. Если на сцене пьеса выглядит вполне естественно, то в кино все это выглядит очень искусственно. Да и потом, совсем нет мотивации у главных героев. Зачем они отправились искать синюю птицу. И почему во время своих странствий они стоят на одном месте?
Природа кинематографа с символизмом находится в довольно сложных отношениях. А тут еще хотят снять фильм для зрителей, совместить семейное кино и философскую сказку. И это не очень получается.
Нет никакого цельного действия. Сам фильм делиться на какие -то отрывки. Вот герой говорит с Днем, вот с Ночью, а вот они попадают в страну нерожденных детей. Да к тому же в фильм постоянно вплетаются балетные и музыкальные номера. И они выглядят как золотые зубы во рту. Вроде красиво, но вроде как и излишество. К тому же герои поют по английски, а диктор переводит их, и не очень слышно само пение. Балетные номера, конечно, необыкновенно красивы. Просто супер! Но вот они затрудняют воспринимать основное действие.
Кроме этого, на экране просто много персонажей. И если пропустить слова Света, что она дарует алмаз, который позволяет видеть природу вещей, то можно просто ничего не понять. Почему герои разговаривают с Сахаром и Молоком. И так далее. А сама фраза звучит всего один раз, поэтому ее вполне можно упустить. Непонятно, почему и кошка против своих хозяев. И вообще, почему из белой с рыжим кошки получается негритянка.
Зато Джейн Фонда и Ава Гарднер зажгли! Понятно, почему они великие актрисы. Лиз Тейлор просто красива! Действительно, символ материнства! Музыка Петрова оже просто супер!
Но все равно, мне кажется, что фильм не состоялся как явление искусства. Зато это кинематографическое воплощение политики "разрядки", наряду с сигаретами "Союз - Аполлон".
2. "Ватерлоо".
Хитроумнейший продюсер Дино Де Лаурентис хотел воспользоваться невероятным успехом "Войны и мир" в международном прокате. И решил снять как бы продолжение истории Наполеона. Он был умным продюсером, повторяю, гигантские расходы он брать на себя не хотел, поэтому пригласил к сотрудничеству советскую сторону. Именно она и взяла на себя большинство расходов по производству фильма. Получился шедевр Сергея Бондарчука. Но в мировом прокате фильм провалился. Зато битва при Ватерлоо - просто шедевр батального искусства!
3. Фильм "Мио, мой Мио".
Фильм "Мио, мой Мио" - советская - скандинавская экранизация (Швеция, Норвегия) одноименного произведения Астрид Лингренд. Канула бы эта экранизация давно в историю, если бы в этом фильме свою первую роль не сыграл бы Кристиан Бейл. Он после этого фильма почти сразу же попадет к Стивену Спилбергу, сыграет потом американского психопата и Бэтмена, и станет в итоге одним из лучших актеров современности. А еще в фильме сыграл Кристофер Ли, который широкому зрителю известен как Саруман из "Властелина колец".
Сам фильм похож на все другие фильмы этого же жанра того периода. Простой сирота оказывается сыном короля из сказочной страны. Он избран для того, что бы победить злого колдуна. Чем -то это начало напоминает "Гарри Поттера", который тоже жил у тети с дядей, и тоже получал от них почем зря. Затем фактически сразу же начинается сказочная миссия героя. Победить ему помогает артефакты, которые он получает по дороге на бой.
Сюжет картины очень архетипичен. С другой стороны, это мы сейчас знакомы со многими экранизациями фэнтази. А тогдашний зритель был не слишком избалован этими экранизациями. Поэтому в середине восьмидесятых фильм выглядел свежо. Но! У зрителя тогда были другие интересы. И фильм прошел не слишком хорошо в советском прокате. А в мировом и вовсе провалился.
Хотя, это совсем и не заслуженно. Фильм очень неплохой. Он привлекает неплохими спецэффектами и отличными пейзажами, снятыми в Скандинавии. Еще отмечаю, что маленький герой одет был почти как Люк Скайуокер, а сама сцена сражения на мечах очень напоминает аналогичную сцену из "Звездных войн". Там даже есть что-то типа лазера.
Музыку написал создатель группы "Абба".
В целом, очень неплохой пример приключенческого фэнтази, не очень известный широкой публики. И который вряд ли будет интересен современным детям, потому что есть фильмы гораздо с более современными спецэффектами, да и раскрученные гораздо больше. Но зрители нашего поколения могут посмотреть этот фильм из ностальгии. Умели и мы снимать фильмы не хуже американских аналогов.
Режиссер фильма Владимир Грамматиков как креативный продюсер компании "Дисней" причастен к прошлогоднему успеху фильма "Последний богатырь".
Это далеко не все фильмы. Тему буду продолжать.