Найти тему
Медиашкола

Система квандрантов в кино

Сегодня рассмотрим систему квадрантов в кино на примере фильма «Драйв».

Для начала давайте разберёмся, что же такое система квадрантов?

Тем, кто изучал композицию и построение кадра, знакомо «Правило Третей» в фотографии. Когда кадр делится на девять равных частей четырьмя линиями, а основные объекты располагаются в точках пересечения третей или на линиях.

-2

Это позволяет привлекать внимание именно к этим элементам и делает снимок интересным.

Система квадрантов в кино — это деление экрана на четыре равные части — сектора. Умелое размещение объектов в этих секторах концентрирует на них внимание зрителя и создаёт движение и динамику в кадре. Из скучной картинка превращается в подвижную и живую.

-3

Такое чёткое деление экрана на квадранты позволило наполнить фильм «Драйв» напряжёнными и неожиданными моментами и удерживать этим внимание зрителей на протяжении всего фильма.

Посмотрим на примере:

-4

Кажется, что в кадре не происходит ничего необычного. Но если мысленно провести вертикальную черту, то мы увидим, что один кадр рассказывает две разные истории и параллельно раскрывает два персонажа.

-5

То есть зритель следит сразу за двумя частями экрана, а не за одной. Без смены кадров мы получаем полноценную завершённую историю и следим за обоими персонажами, не отрываясь.

-6

То же самое можно наблюдать, если мысленно провести горизонтальную черту.

-7

В верхней половине экрана мы видим трёх главных героев, которые просто говорят между собой, и композицию из вертикальных и диагональных линий.

-8

А в нижней части происходит совершенно самостоятельное взаимодействие рук героев, которое рассказывает уже другую историю, делая акцент на их занятиях и увлечениях.

-9

На следующих кадрах два персонажа расположены в левом верхнем секторе. Подчёркивается, что они находятся в равных условиях, поэтому и обладают равнозначным положением в кадре.

-10

Это показывает, что они наравне борются за одну девушку, которая стоит по центру на пересечении линий.

-11

Конечно, игра актёров, сюжетные повороты, саундтрек и другие моменты тоже повлияли на восприятие фильма. Но именно система квадрантов позволила режиссёру создать мощный магнит для зрителя, показывая живую, настоящую и наполненную картинку.

Оказывается, построить выразительный кадр можно даже без стедикама. Теперь вы знаете, как лишь разделяя экран на четыре части, можно передавать зрителю необходимые эмоции.

Автор статьи: Ирина Сафарова

Источники:

1. Сними Фильм: композиция в фильме «Драйв» (2011)

2. Slrlounge: The Quadrant System: A Simple Composition Technique Explained