Сегодня рассмотрим систему квадрантов в кино на примере фильма «Драйв».
Для начала давайте разберёмся, что же такое система квадрантов?
Тем, кто изучал композицию и построение кадра, знакомо «Правило Третей» в фотографии. Когда кадр делится на девять равных частей четырьмя линиями, а основные объекты располагаются в точках пересечения третей или на линиях.
Это позволяет привлекать внимание именно к этим элементам и делает снимок интересным.
Система квадрантов в кино — это деление экрана на четыре равные части — сектора. Умелое размещение объектов в этих секторах концентрирует на них внимание зрителя и создаёт движение и динамику в кадре. Из скучной картинка превращается в подвижную и живую.
Такое чёткое деление экрана на квадранты позволило наполнить фильм «Драйв» напряжёнными и неожиданными моментами и удерживать этим внимание зрителей на протяжении всего фильма.
Посмотрим на примере:
Кажется, что в кадре не происходит ничего необычного. Но если мысленно провести вертикальную черту, то мы увидим, что один кадр рассказывает две разные истории и параллельно раскрывает два персонажа.
То есть зритель следит сразу за двумя частями экрана, а не за одной. Без смены кадров мы получаем полноценную завершённую историю и следим за обоими персонажами, не отрываясь.
То же самое можно наблюдать, если мысленно провести горизонтальную черту.
В верхней половине экрана мы видим трёх главных героев, которые просто говорят между собой, и композицию из вертикальных и диагональных линий.
А в нижней части происходит совершенно самостоятельное взаимодействие рук героев, которое рассказывает уже другую историю, делая акцент на их занятиях и увлечениях.
На следующих кадрах два персонажа расположены в левом верхнем секторе. Подчёркивается, что они находятся в равных условиях, поэтому и обладают равнозначным положением в кадре.
Это показывает, что они наравне борются за одну девушку, которая стоит по центру на пересечении линий.
Конечно, игра актёров, сюжетные повороты, саундтрек и другие моменты тоже повлияли на восприятие фильма. Но именно система квадрантов позволила режиссёру создать мощный магнит для зрителя, показывая живую, настоящую и наполненную картинку.
Оказывается, построить выразительный кадр можно даже без стедикама. Теперь вы знаете, как лишь разделяя экран на четыре части, можно передавать зрителю необходимые эмоции.
Автор статьи: Ирина Сафарова
Источники:
1. Сними Фильм: композиция в фильме «Драйв» (2011)
2. Slrlounge: The Quadrant System: A Simple Composition Technique Explained