Итак, что же произошло в фильме Дэни Вильнёва "Враг"? Что обозначают пауки, и кто такой Энтони, двойник Адама? Прежде всего, Адам и Энтони это не два человека: они не близнецы, и не клоны, это один и тот же человек; это две стороны одной личности. В этом смысле фильм "Враг" похож на "Бойцовский клуб".
Реальным, настоящим человеком является Энтони - учитель истории, пижон, развязный и несдержанный молодой человек, женатый на симпатичной блондинке. Несколько раз Энтони пробовал свои силы в кино, хотел стать актёром, но дальше ролей второго и третьего плана дело не пошло. Когда Энтони женился и его жена забеременела, его охватил страх оказаться в ловушке семьи и каждую минуту отныне находиться под тотальным контролем жены - быть навечно спутанным по рукам и ногам, не иметь больше никогда возможности прикоснуться ни к одной другой девушке, быть повязанным в болоте семейной жизни до конца дней. Этот страх олицетворяют пауки - каждый раз, когда в фильме показывают паука, это мысли Энтони о потере его холостяцкой свободы. Один раз в фильме показывают огромного паука, возвышающегося над городом - это копия скульптуры Луи Буржуа "Мама". Этот паук олицетворяет потерю свободы мужчины в ещё одном смысле - зависимость от матери, скованность по рукам и ногам решениями, которые за тебя принимает мать. Энтони находится в очень зависимом положении перед своей матерью, как мы видим в фильме. Но Энтони не может смириться с тем, что отныне ему придётся всю жизнь быть верным одной женщине и ковыряться в пелёнках, вместо того, чтобы гонять на любимом мотоцикле, и его личность расщепляется - появляется Адам, свободный от обязательств перед женой, живущий свободно, встречающийся с посторонней женщиной.
Адам это порождение мозга Энтони, он не настоящий - и поскольку он рождён чувством вины Энтони, всё, что относится к жизни Адама, можно описать как "унылое". Адам это воплощение чувства вины Энтони. Он выглядит встревоженным, несчастным, он живёт в убогой не уютной квартире, его жизнь абсолютно безрадостна, и так же безрадостны его встречи с любовницей, безразличной женщиной, с помощью которой он просто утоляет похоть.
Теперь обратимся к событиям фильма. Фильм начинается с того, как Энтони с приятелем - консьержем из его дома - приходит в тайный клуб для любителей острых сексуальных ощущений. Обнажённая женщина давит ногой паука, обозначая тем самым победу сексуальной распущенности над путами семейной жизни, которых так боится Энтони. Дальше фильм показывает безрадостную, лихорадочную жизнь Адама, его попытки нахапать как можно больше холостяцкой свободы, которые выглядят убого - ведь Энтони-Адам на самом деле не холостяк, он живёт с ревнивой беременной женой, закатывающей ему истерики (истерики так же изображаются пауками). Мать Адама по телефону говорит, что тому пора прекратить его ребяческие актёрские опыты, остепениться и вести себя, как семейный человек.
Постепенно Адам осознаёт, что он порождение разума Энтони, и происходит коллапс двух миров - на какое-то мгновение Энтони понимает, что его поведение неприемлемое, Адам как будто обретает мир с собой, занимается сексом со своей женой, примиряется с обязательствами перед ней и обещает себе быть хорошим семьянином. В этот момент Энтони и любовница Адама "гибнут" в автокатастрофе и Адам, занявший место Энтони, чувствует себя снова цельным, единым человеком, готовым быть верным, хорошим мужем. Но надев пиджак, он находит там ключ-приглашение на следующую секс-вечеринку и теряет контроль над собой. На вопрос жены "Какие планы на вечер?" он отвечает, что задержится на работе - хотя сам собирается в клуб. Его жена чувствует это и закатывает очередную истерику, которых так терпеть не может Энтони. Он заходит в спальню и обнаруживает жену, превратившуюся в огромного паука, такого размера, что он с трудом помещается в комнате - таковы масштабы ревности и истерики его жены и масштабы страха Энтони перед этой ревностью. При этом глаз паука, оставшийся человеческим, смотрит на Энтони с мольбой, в то время как сам Энтони смотрит на гигантского паука, в которого ревность превратила его жену, с досадой: в его взгляде нет страха, только раздражение и обречённая готовность выслушать очередной вынос мозга, очередное "бла-бла-бла" про его измены. Финал фильма - два этих взгляда, и это совершенно убийственный финал.
Как и все остальные фильмы Дэни Вильнёва, фильм "Враг" взрывает мозг.
Если тебе понравился контент, то поддержи Советчика:
- Подпишись на канал
- Поставь 👍
- Добавь канал в закладки