Собираясь вместе в гостях или на улице, дети большую часть времени могут потратить на свои смартфоны: проверяя лайки, читая обновления в ленте, выкладывая фотографии. Со стороны кажется, что между собой они практически не общаются вживую. Куда исчезла естественная потребность любого ребёнка играть? Так ли сильно гаджеты изменили привычные детские игры? Можно ли это изменить и как на это реагировать взрослым? На вопросы Media Kid ответили эксперты.
Инна Мальцева
детский и семейный психолог Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне
Дети действительно часто не играют друг с другом, а сидят, уткнувшись в экраны своих смартфонов. Часто даже бывает так, что дети, играя в онлайн-игры, заочно знакомы друг с другом. Но когда они встречаются в реальной жизни, то не знают, как выстроить коммуникацию, не находят общих тем для разговора. Это проблема развития сотрудничества и коммуникаций, а не девайсов. Детские игрушки действительно поменялись, есть даже вариант интерактивной погремушки. Хорошо это или плохо — вопрос риторический, покажет время. Мы не можем жить вне контекста современности. Но решать, какие игрушки будут у ребёнка, — право каждого родителя. Выбор в этом случае обусловлен жизненными ценностями семьи.
Непосредственно навыку игры обучают родители, это зона их ответственности, ведь именно в семье начинаются первые игры ребёнка. Если навык заложен, если родители играли с малышом, то у него будет стремление проявить себя в игре и объединять вокруг себя единомышленников, приглашать других детей присоединиться.
Почему игра так важна? В процессе игры отрабатываются все значимые социальные роли и страхи, развивается фантазия, креативность. Дети учатся сотрудничать, выигрывать и проигрывать. Умение соблюдать правила игры — это умение чувствовать свои и чужие психологические границы. Это важный период в жизни ребёнка до начала учебной деятельности. Детский интеллект во многом определяется сложностью сюжетно-ролевой игры. Однако мы сталкиваемся с тем, что родителям некогда или их самих в детстве не научили игре, то есть сотрудничеству. И намного проще заинтересовать ребёнка гаджетом, занимаясь при этом собственными делами. Вначале нужно научить ребёнка играть, потом усложнять условия и инструменты игры. Если родитель принципиально решает отложить гаджет в сторону, то необходимо предложить взамен другое интересное занятие. И здесь нужно учитывать интересы ребёнка и взрослого, тогда это будет удовольствие для всех, а это успех сотрудничества.
Юрий Ямщиков
председатель Гильдии разработчиков настольных игр «ГРаНИ», автор изданных в России и зарубежом настольных игр, автор статей и лекций на тему разработки настольных игр
В эпоху повсеместного распространения компьютеров и гаджетов настольные игры — это хороший способ собраться и весело провести время с детьми и друзьями. Особенно ценно, что дети часто готовы предпочесть такое времяпрепровождение мультикам и игре в электронные устройства. Несмотря на тренд по внедрению электронных элементов в настольные игры для подростков и взрослых, в детском сегменте такого не наблюдается, во всяком случае пока. Исключением являются разве что отдельные светящиеся и крутящиеся механизмы, но, как правило, игры, в которых они используются, относятся скорее к игрушкам, нежели к полноценным настольным играм.
Как создатели настольных игр стараются заинтересовать детей? При разработке необходимо добиваться максимальной простоты правил и понятности игрового процесса. При этом можно и нужно опираться на имеющийся у детей опыт, избегая сложных абстрактных понятий. Не стоит намешивать в детскую игру множество разных механик и компонентов со сложными связями. Важно, чтобы детская игра не только развлекала, но и учила чему-то в игровой форме. Такое обучение не должно быть навязчивым, напротив — в идеале оно должно быть незаметным для участников. Поэтому я считаю, что игры-викторины и стандартные «мемори» устаревшими, вместо них уже давно придумано много других интересных и не столь навязчивых подходов к детским «настолкам». Например, мы с детьми начинали с «Земляничных тропинок» и «Острова обезьян». Со старшим с четырёх лет играем в «Лестницу с привидениями», «Барабашку», «Гремучие джунгли», сейчас доросли до «Гонок жуков», Quoridor Junior, «Китайских шашек» и «Го».
Кроме того, при разработке игр для юных участников обязательно надо давать детям возможность выигрывать, а взрослым — играть не поддаваясь. Разумеется, внимание необходимо уделить и оформлению — оно должно быть не только красивым и качественным, но и помогать понимать правила. Вхождение в игру упрощает отождествление играющих с действующими в ней персонажами.