Найти тему
Кинолюбитель.

Фильмы эпохи "оттепели" - 3.

Обзор еще трех фильмов эпохи "оттепели".

1 "Неповторимая весна". (1957)

Фильм "Неповторимая весна" снял великий режиссер Александр Столпер. Он умел снимать серьезное кино очень увлекательно. В этом и состоит искусство режиссера во многом. Вот и этим фильмом я просто восхитился. В нем есть все. И мелодрама, и приключенческая история, и серьезная драма. И прекрасные актерские работы. Просто великолепную роль сыграла Ирина Скобцева. Все сериальные актрисы просто должны просматривать эту роль. Она просто эталон. Такая злодейка перетягивает на экране одеяло на себе, каждый выход ее героини - это просто бенефис. Великая актриса.

Александр Михайлов на экране всегда создавал роли героев. И это у него хорошо получалось. К сожалению, это имя теперь забыто. Зато хорошо известен его тезка.

Для Изольды Извицкой роль главной героини стала проходной. Похоже, она так и отнеслась к своей героини. В общем, не самая большая удача. Зато стала удачей роль Нины Дробышевой и Евгения Леонова. Это очень яркие, хотя и второстепенные персонажи, у Леонова всего лишь одна сцена, пусть и большая.
Это фильм про любовь, и какие, порой неисправимые ошибки, можно совершить на этом поприще. По сути, в фильме рассказываются две истории, две сюжетные линии. Это история дочери и матери. Мать любила когда -то своего генерала, но не смогла простить ему предательства. И этот первый фильм, где говориться о том, что боевой генерал, герой не одной войны, тоже может совершать ошибки, порой непоправимые.
Любопытен еще фильм и тем, какие препятствия встают на пути героев. По этим препятствиям, фильм фактически фильм - катастрофа. Ибо он первым говорит об эпидемии чумы, о последствиях этой эпидемии, и о мужестве советских людей даже в условиях смертельной угрозы.
Главная героиня приезжает в археологическую экспедицию, но перед ней и мужем встает это препятствие, муж оказывается и в карантинной зоне, а связи между ними нет. Жена пытается найти своего мужа. И на ее пути ей попадаются только хорошие и отзывчивые люди. Фактически, в картине только два негативных персонажа. Это шофер, который хочет извлекать прибыль из своего положения, и та самая героиня Скобцевой - генеральша, которая не хочет расставаться со своим высоким статусом. Кстати, характерная примета времени: на даче у генерала нет водопровода.
Фильм смотрится на одном дыхании. И является примером того, как надо снимать мелодрамы так, что бы они волновали своих зрителей и спустя почти 60 лет после выхода их на большие экраны.

-2

2 "Прощайте, голуби" (1960).

Фильм "Прощайте, голуби" носит символическое название. Прощание с голубями - это прощание с детством. Фильм один из лучших фильмов советского производства про эту заметную, но очень короткую пору. Фильм с нехитрым сюжетом, но смотрится картина так, что от нее не отрываешь взгляда и замирает дыхание.
Частенько этот фильм вспоминают только потому, что в нем первую роль сыграл Савелий Крамаров. Это совсем уж несправедливо по отношению к этому фильму. Крамаров здесь добавляет юмора, снялся в ярком, но всего лишь эпизоде, не более. Но так бывает в общественном сознании, что если мы вспоминаем звезду кино, то вспоминаем и его первую роль.
Создатели вообще наполнили фильм юмором. Да, разговор идет на серьезную тему взросления человека, становление его характера, воспитание его личности. Но жизнь вообще невозможна без юмора, поскольку юмор - это часть нашей жизни. Здесь есть есть очень хороший юмористических сценах. Это, конечно же, сцена приема главного героя в комсомол, когда он прибежал после пожара. Тушение пожара - это для главного героя не героический поступок, а его естественное поведение. Он и сам не осознает своего героизма, ему только жаль свой пиджак, он еще и получает от своих товарищей на орехи за опоздание и свой неряшливый вид. Режиссер усмехается над штампами нашего поведения, когда мы судим человека за его поступки. Есть и почти сатирическая тема, когда герой приходит на дом к людям, а те ругают его, что он портит им стены. Герой - по профессии газовщик. И он встречается с разными людьми.
Вначале ему не нравиться его наставник. Он берет деньги у жителей. Но так уж получается, что постепенно мать героя сходиться с его наставником, который оказывается не таким уж плохим человеком. Тут опять же нельзя судить о человеке по его поступку.
Фильм еще и о первой любви, которая может стать любовью на всю жизнь. Это уже зависит не только от двоих людей, но и от их окружения. Но любовь может оказаться и выше всех социальных обязательств и обстоятельств. Не случайно автор ведет своих героев на "Ромео и Джульетту". Прямо он этом не мог говорить, да ему бы и не дали, но герои из разных социальных слове общества. Он - парень из коммуналки, а его возлюбленная - девушка из интеллигентной семьи. У них есть своя квартира. Это свидетельствует о статусе ее семьи в то время. Разумеется, родители не рады такому ухажеру дочери. Тем более, что герои еще очень молоды. В эти годы такие чувства всегда воспринимаются обостренно.
Но мне лично, как зрителю, хочется верить, что все в жизни этих героев будет хорошо.
Светлана Савелова и Алексей Локтев снялись здесь в главных ролях. Они так и не стали большими звездами нашего кино, хотя у них будут еще звездные роли. Они погибли на наших глазах. Локтев погиб в автокатастрофе в 2007 году, Савелова спилась и умерла в конце 1999 года. Центральная пресса не сообщала о их смерти. Если только мимоходом.
Валентина Телегина была характерной актрисой. И здесь она сыграла одну из лучших своих ролей.
Фильм снял Яков Сегель, который был прекрасным писателем, драматургом и режиссером. Его фильмы и книги еще живут. Уверен, что по книгам еще поставят фильмы.
Это еще и картина, которая наполнена городом Киевом. Город здесь один из полноправных героев картины. И это очень красивый город, который в момент съемок фильма застраивался хрущевками. Но это был такой период. А Крещатик все равно одна из самых красивых улиц в мире.
Сам фильм невероятно живой, хотя прошло уже немало времени. И это просто свидетельство того, что его делали талантливые люди.

-3

3 "Первый троллейбус" (1964).

Снова я восхищен искусством того, как можно рассказать вполне простую историю и сделать ее интересной для зрителя. У фильма крайне простой сюжет. Ну, что может быть, проще! Бригада с завода знакомиться с девушкой - водителем троллейбуса. И в следствии этого, возникают разные жизненные коллизии. Ведь кругом кипит своя жизнь. Без любовной истории, конечно, не обошлось.
Причем, фильм явный пример социального заказа. Дело в том, что в середине шестидесятых годов в обществе наметилась тенденция стремления молодежи к получению высшего образования. Причем, неважно какого, лишь бы высшего. И теперь уже рабочим стало быть не модным. В этом фильме заметно стремление показать радость к труду. И в определенной мере, фильм носит немного антиинтеллигентный характер, ведь главный отрицательный персонаж в нем именно молодой ученый в блистательном исполнении Александра Демьяненко. Он любит главную героиню, и хочет увезти ее в Новосибирск. Но его стремления заканчиваются ничем.
Фильм можно назвать оптимистической драмой. Удивительно, сколько оптимизма было разлито в воздухе в ту эпоху. И, разумеется, эта атмосфера попало в кино. Фильм смело можно назвать драмой, ибо мелодраматическая линия в ней занимает подчиненную роль.
И тут нужно заметить некую слабость фильма. Она именно в том, что исполнители главных ролей выглядят несколько бледновато. Но их можно понять: легко выглядеть бледным на фоне таких партнеров. А это Нина Сазонова, Лев Свердлин, Георгий Вицин - народные артисты СССР. Стали народными и Михаил Кононов, Виктор Борцов, Нина Дробышева. Последние двое выстрелили в восьмидесятые. Впрочем, Кононов от них не отставал и в те годы в роли космического пирата. Не стали народными по разным причинам Олег Даль, Николай Парфенов и Савелий Крамаров. Но они были народными по духу. У Даля здесь очень большая и заметная роль, и я поражался его органике, и сожалел, что большой актер так и не сумел раскрыться в кино в полной мере.
Как и многие фильмы этого времени, фильм не обходиться без песен и без музыки. И эта музыка Андрея Эшпая живет независимо от фильма.
Сам фильм - просто идеальный пример того, как можно и нужно делать производственные драмы. Снял картину Исидор Анненский.