Спарта — один из древнегреческих городов-государств. Полис был малопривлекательным для чужеземцев. Здесь отсутствовали возможности для взаимовыгодной торговли. На улицах не было красивых сооружений и статуй, которыми так славились античные города. Однако вся Греция восхищалась мужеством спартанских воинов, заменявших Спарте крепостные стены. Секрет их военной доблести заключался в особой системе воспитания.
Приоритет общественных интересов
Государство стремилось поддерживать боевую готовность, поэтому весь воспитательный процесс направлялся на подготовку идеальных воинов. Кроме развития физической силы и ловкости прививалась мысль о необходимости забыть о себе как об отдельной личности. Главное предназначение гражданина — служба государству, выполнение приказов.
Родившиеся мальчики рассматривались не как дети своих родителей, а как воспитанники полиса. Знатоки физического здоровья осматривали новорожденных мужского пола, принесенных родственниками. Слабых детей оставляли на горе Тайгетос на произвол судьбы; по другой версии, не подтвержденной археологами, сбрасывали с обрыва. Жизнеспособных младенцев отдавали на время семье.
Закаливание организма и воспитание воли
С семи лет мальчиков вручали государству для воспитания в интернатах. Большую часть времени отводили выработке физических и волевых качеств. Дети спали на камышах, не носили белье, получали скудную пищу. На гимнастических занятиях они находились без одежды и в летнюю жару, и в зимний холод.
Наставники провоцировали драки среди воспитанников, наблюдая за происходящим со стороны. Отличившиеся в схватке сильные и смышленые мальчики назначались командирами отрядов. Полуголодных детей провоцировали на воровство еды. Воровали даже в храмах. Пойманных подвергали жестокому наказанию не за факт кражи, а за неумение сделать это незаметно.
Культивирование жестокости
Спартанцы считали, что настоящий воин должен быть жестоким. Воспитанникам подросткового возраста в определенный период года разрешали убивать илотов (рабов греческого происхождения). Вооружившись ножами, подростки рыскали ночью по селеньям в поисках несчастных. Жители других греческих полисов осуждали спартанцев за убийство илотов, называя его гнусным делом.
Занятия счетом, письмом проводились в минимальном количестве. Относясь презрительно к риторике, обучали выражаться лаконично и содержательно. Музыкальное обучение давалось лишь для того, чтобы изучить строевые песни. Неудивительно, что Спарта не подарила миру ни крупного мыслителя, ни художника, но система спартанского воспитания осталась в веках.