Найти тему
Заводы и тепловозы

Последний мосбассовец

Однажды один мой очень хороший друг, любитель велопутешествий, написал о том, что, побывав в окрестностях села Горлово (Рязанская область), недалеко от ст.Миллионная видел углеперегрузочную площадку. На ней вовсю кипела жизнь: нескончаемая вереница КрАЗов и КАМАЗов везла уголь со стороны деревни Петрушино, сваливал его в одну огромную кучу, а тяжелый бульдозер сдвигал уголь к вершине горы и подавал к карьерному экскаватору, посредством которого уголь грузился в железнодорожные вагоны.

А рядом на путях стоял маневровый тепловоз.

Маневровый тепловоз ТЭМ2У-9041
Маневровый тепловоз ТЭМ2У-9041

Я был уверен, что разработка Подмосковного угольного бассейна прекращена. Последняя мосбассовская шахта была остановлена летом 2009-го, а зимой 2010-го затоплена. Казалось, огромный угледобывающий район канул в историю. Но оказалось, что я был не прав.

Когда-то очень давно на территории Подмосковного угольного бассейна действовало несколько очень крупных железнодорожных предприятий - Скопинское предприятие промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ), Богородицкое, Щекинское, Новомосковское погрузочно-транспортные управления (ПТУ), и другие. Их предназначением являлось обслуживание угледобывающих предприятий, которых в середине прошлого века по Центральной России было великое множество.

Заводская табличка маневрового тепловоза ТЭМ2У-9041
Заводская табличка маневрового тепловоза ТЭМ2У-9041

Но время шло, добыча Мосбассовского угля в силу низкой рентабельности постепенно сворачивалась и к началу XXI-го века почти сошла на нет. Вслед за шахтами и разрезами постепенно вымирали ПТУ и ППЖТ.

ТЭМ2У-9041, работающий на перегрузке угля в окрестностях с.Горлово, был приобретен Новомосковским ПТУ в 1988-м году. Там он проработал на шахтах вплоть до ликвидации предприятия во второй половине 90-ых годов.

После закрытия Новомосковского ПТУ этот тепловоз попал в собственность новообразовавшегося угледобывающего предприятия – Мосбассуголь, где трудился в паре ТЭМ2У-8462. Эти локомотивы работали на подъездных путях Бельковской, Подмосковной (обе – ст. Грицово) и Бельцовской (ст. Венев) шахт.

Маневровый тепловоз ТЭМ2У-9041
Маневровый тепловоз ТЭМ2У-9041

В 2009-м году последняя мосбассовская шахта (Подмосковная) была закрыта, а ТЭМ2У-9041 был переведен на угольный разрез под деревней Петрушино Рязанской области, где и эксплуатируется на угольном складе.

Получается, что это последний мосбассовский тепловоз, работающий на последнем мосбассовском угледобывающем предприятии.

Уголь в вагоны грузят экскаватором ЭКГ-4,5
Уголь в вагоны грузят экскаватором ЭКГ-4,5

Тепловоз используется для подачи порожних вагонов со станции Миллионная на склад и для их вывода на станцию после погрузки. А погрузка осуществляется стареньким экскаватором ЭКГ-4.5.

Локомотивные бригады крайне бережно относятся к своему тепловозу и поэтому для машины, не имеющей более не менее приличной ремонтной базы, он находится во вполне приличном техническом состоянии.

Сторож
Сторож
О предприятии, добывающем уголь, отправляемый этим тепловозом, можно почитать в очерке Последний оплот Мосбасса