Горные серпантины коварны и ошибок, даже самых скромных, не прощают. Особенно зимой. Особенно в гололед. Особенно на BMW. И я это знала, но… в горы, значит, в горы.
Арсенал прост: 3 литра, полный привод и новенькая Nokian Hakkapeliitta 9 (225/45/R17). Никаких цепей или иных приспособлений — ведь суть моего весьма опасного приключения — проверить возможности шин в достаточно экстремальных условиях.
Кофе в подстаканнике, отличная музыка в колонках — приключение начинается. Из солнечного города дорога уводит в окутанные туманом горы. Погода здесь меняется очень быстро, и буквально через пару километров в лобовик уже летят крупные снежинки. Не страшно — так даже веселее.
До крутого серпантина с пропастью по одну сторону ведет вполне спокойная, раскатанная местами до асфальта дорога. Ее мой BMW словно не замечает — никаких проблем ни на разгоне, ни на торможении.
Перед первым крутым подъемом, с которого и начинается узкий и опасный серпантин до самого Большого Алматинского озера, припаркована Nexia, а ее водитель отчаянно машет мне руками:
— Вы куда? — удивленно спрашивает он, глядя на машину.
— На Большое Алматинское.
— Не доедете, только если полный привод (киваю). Гололед страшный на протяжении всего подъема, я на цепях и то было страшно…
Как оказалось, этот человек "таксует": возит наверх и вниз тех, чьи машины не смогли подняться. Цены спрашивать не стала — погода быстро портилась, а меня ждал серпантин.
Несколько первых подъемов шины прошли играючи: ровный газ, без резких движений рулем и педалями — и вы получаете отличный зацеп и держак. Двойная ошиповка на отлично справляется со своими задачами: шипы в центральной части протектора работает при торможении и ускорении, в плечевой зоне — на лучшее сцепление при поперечных нагрузках (проще говоря, они не дают машине уйти в занос).
Впрочем, закинуть корму здесь — секундное дело, даже на полном приводе. По колесами — сильно укатанный и очень скользкий снег, на котором и стоять-то сложно, а впереди — более крутые подъемы.
Пока "бумер" летит вперед с аккуратной скоростью около 30 км/ч, не замечая льда под собой. За время подъема (около 15 минут) мне не встретилось ни одной машины ни в попутном, ни во встречном направлении — будний день и "нелетная" погода отговорили многих от поездки.
Узкий мост, бурная горная речка с коварными замершими берегами, взметнувшиеся вверх сосны, припорошенные снегом, верхушки гор, укрытые густым туманом — красота вокруг просто сказочная. Главное, не засмотреться…
…Еще один сложный крутой подъем остался позади: на нем даже трем литрам, полному приводу и "девятке" пришлось туго. Дорога резко забирает влево, образуя раллийную шпильку: с одной стороны камни, с другой — бетонный забор, под колесами — ледяная колея, выбраться из которой трудно.
Главное — не газовать: чуть сильнее и резче надавишь на "гашетку" или нервно дернешь руль, и автомобиль пойдет в занос, несмотря на все шипы, ламели и прочие премудрости. Ровным газом, аккуратными движениями, "шепотом" мы с BMW забираемся наверх. Прошли. Но дальше — только страшнее.
После этого виража открывается шикарный вид на горы, да и до озера — рукой подать. Дорога пустая, можно остановиться, успокоить подрагивающие от адреналина руки, глотнуть кофе и сделать фото…
…а через секунду, на прямой — убраться в глубокий придорожный снег.
Горные дороги не прощают ошибок. И потери концентрации, даже мгновенной. Hakkapeliitta 9, прущая, как танк по сложнейшим подъемам, отлично держащая дорогу на малочисленных спусках, расслабила меня, успокоила и уговорила: "Я всё могу, всё могу". А я и поверила…
Ошибка была проста: резко нажатый газ на обледенелой дороге с сильным наклоном влево. Реакция — моментальна: я даже не успела среагировать, как "бумер" уже лежал на брюхе, крутя левым колесом в глубоком (по колено) снегу. Все, приехали.
Левую дверь не открыть, она упирается в снег. Минутка эквилибристики — и я на дороге, в ожидании помощи. Пока я лихорадочно соображала, кому же звонить, метель разыгралась не на шутку: видимость резко упала, а связь на телефоне появлялась перманентно. Весело)
Но горы — есть горы. Спускавшаяся сверху старенькая Camry на цепях была весьма удивлена открывшейся ей картине: BMW? Здесь? В такую погоду? Первый раз вижу! — примерно такая реакция была у обоих мужчин.
Попытки толкнуть руками не увенчались успехом — тяжелая "тройка" сидела надежно. На помощь пришел другой автомобиль — Renault Sandero на фрикционных шинах и с передним приводом каким-то чудом добрался досюда, выдернул меня, но дальше ехать не рискнул — гололед выше только сильнее, да и погода слишком уж испортилась.
Мой совет: если собираетесь в одиночку (да и не только) в горы зимой, имейте с собой хотя бы буксировочный трос (у меня он был), крюк (если он необходим для крепления троса), перчатки (голыми руками очень неприкольно вкручивать железный крюк), ну и лопату (это уже совсем на всякий, у меня ее не было).
Я тоже не рискнула ехать выше — от адреналина уже не потрясывало, а подбрасывало, а испытывать судьбу больше необходимости не было.
Спуск прошел без каких-либо проблем: первая передача на типтронике, опять же — никаких резких движений, и на этот раз шины полностью справились со своей задачей: уверенно, без сносов и заносов провели меня по всем спускам, которые порой опаснее подъемов.
Последние километры пути мы спускались уже в кромешной метели — несколько машин, так и не решившись на подъем, разворачивались вслед за мной.
Уже внизу, на обычной дороге, можно было остановиться, выкрутить крюк из заднего бампера (мало ли, вдруг еще бы пригодился) и окончательно успокоиться.
Зимний серпантин — не для слабонервных. На нем внезапно может не хватить навыков, умения, реакции или просто нервов… Уверенность в шинах, пусть даже и таких классных, как Hakkapeliitta 9, тоже может оказаться излишней (хотя они до этого момента и не дали в себе усомниться ни разу).
Но после таких приключений ты чувствуешь, что живешь. И живешь нескучно. А значит, до Большого Алматинского этой зимой я еще доеду…