Найти тему
Русская вера

Прошлое, настоящее и будущее старого обряда в Русской Православной Церкви

Оглавление

25 января 2018 года в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в храме Христа Спасителя, состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее».

Участники конференции «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее»
Участники конференции «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее»

Секция проходила под бессменным председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова). Куратором и ведущим мероприятия был секретарь Комиссии Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов. На конференции в качестве слушателей присутствовали представители старообрядных приходов РПЦ (единоверцы), новообрядцы, интересующиеся старым обрядом, а также представители старообрядческих согласий.

Состав участников и темы нынешней конференции отчетливо продемонстрировали тенденции, наметившиеся в последние годы в старообрядном движении Московской Патриархии. Во-первых, число единоверческих, как чисто старообрядных, так и биритуальных священнослужителей участников этого мероприятия неуклонно растет.

Во-вторых, тематика конференции сконцентрировалась в большей степени на собственно единоверческих вопросах. Общестарообрядческая тематика отходит постепенно на задний план. Возможно, поэтому число старообрядческих слушателей конференции неуклонно сокращается. Еще десять лет назад организаторам конференции приходилось применять ограничительные меры, чтобы отсечь потенциально «буйных» представителей старообрядческих согласий. В этом же году ни одного старообрядца, которого можно было бы узнать в лицо, на конференции замечено не было. Зато на огонек заглянуло больше «захожан», приехавших на рождественские чтения на другие секции.

Некоторые наблюдатели отмечают, что единоверие во главе со старообрядной комиссией РПЦ сегодня все больше концентрируется на решении своих внутренних вопросов, нежели на взаимодействии со старообрядческими согласиями. Эта тенденция поддерживается  некоторыми единоверцами, которые признаются в кулуарах, что старообрядное движение  Московской Патриархии в первую очередь должно получить собственное лицо, выработать свой стиль. Этот стиль, по их мнению, должен ориентироваться скорее на дораскольную церковную традицию, нежели на современную богослужебную практику старообрядческих согласий, таких как РПсЦ или РДЦ. Ярким проявлением такого подхода можно назвать популярность среди части единоверцев  наонного стиля песнопений,  давно не употребляемого в поповском старообрядчестве.

Отчасти эти идеи подтвердило выступление митрополита Иллариона на семинаре для старообрядных священнослужителей в Общецерковной аспирантуре имени святых Кирилла и Мефодия, состоявшееся несколькими днями раньше. Владыка в частности высказался в том ключе, что старообрядные приходы РПЦ «должны быть интегрированы в общецерковное служение, а не быть замкнутыми и самодостаточными. Им необходимо преодолевать обособленность и изоляционизм. Не следует впадать в обрядоверие, все слепо копировать у старообрядцев». 

Справедливости ради надо отметить, что старообрядческие вопросы все же обсуждались в эти дни, однако не на самой конференции, а в залах образовательного семинара. В частности, была поднята тема канонического достоинства белокриницкой иерархии. Так, были озвучены следующие претензии, обсуждение которых остается актуальным:

  • Митрополита Амвросия при его переходе к старообрядцам миропомазал беглый священноинок Новоиерусалимского монастыря Иероним. Было ли такое в истории, чтобы меньший благословлял большего?
  • Если Амвросия принимали вторым чином через миропомазание, значит, считали Константинопольскую Церковь еретической? О каком же тогда принятии в сущем сане могла идти речь?
  • Амвросий единолично, вопреки Первому апостольскому правилу, совершил первую архиерейскую хиротонию.
  • Митрополит Амвросий рукополагал вне своей епархии.
  • Похоронили Амвросия на греческом кладбище в г. Цилли; отпевал его греческий священник, в гробе была обнаружена разрешительная грамота от Константинопольского патриарха. 

На семинаре для священников прозвучали также лекции о. Михаила Желтова по исторической литургике, преподавателя Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии Алексея Константиновича Светозарского по истории церковного раскола. Известная исследовательница истории Рогожской слободы, доктор исторических наук Елена Михайловна Юхименко поведала об истории подмосковного единоверия. Сотрудник ОВЦС и преподаватель аспирантуры Андрей Юрьевич Хошев прочитал лекцию на тему «Проблема церковного единства».

Участники конференции «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее»
Участники конференции «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее»

На 4-й день семинара в послеобеденное время в Красном зале храма Христа Спасителя в рамках Рождественских чтений прошла секция по старому обряду. Об этом расскажем подробнее.

Текстологические инновации богослужебных текстов: тропарь Великой субботы

С первым докладом «К вопросу о возможности изменений богослужебных текстов на примере  истории использования тропаря Великой субботы» выступил протоиерей Сергий Гончаров — клирик Свято-Серафимовского храма Иваново-Вознесенской митрополии, окормляющий Казанскую единоверческую общину г. Иваново.

Протоиерей Сергий Гончаров
Протоиерей Сергий Гончаров

Протоиерей Сергий рассказал об изменениях использования тропаря Великой субботы в разные столетия. Патриарх Никон имел повышенный интерес к греческим толкованиям на Литургию. По заказу патриарха Арсений Грек переводит книгу «О тайных церковных» константинопольского монаха Иоанна Нафанаила и ее издает в 1656 году по названием «Скрижаль». В основном данная книга состоит из толкований святого Германа Константинопольского, уже известных и издававшихся в печатном виде, а также толкований Симеона Солунского. Находясь в одной книге, они иногда ведут к разночтениям в объяснениях символики. Одновременно они приходят в противоречия существовавшим к этому времени толкованиям в книгах, изданных до этого, например Толковая служба. Вероятно, в этот период происходит переосмысление текста тропаря, так как воздух, которым священник покрывает святую Чашу и дискос на проскомидии, у Симеона Солунского представлены как «и твердь, где звезды, и вместе синдом (т.е. плащаница — прим. С. Гончарова), поэтому на воздухе иногда пишутся умерший Исус, помазуемый ароматами, и иерей читает надгробные песни». При начале Великого входа воздух приписывается понимать как плащаницу, купленную Иосифом для погребения, а при поставлении Даров на престол функция воздуха переосмысливается. Святой Герман говорит: «Верхний покров или воздух употребляется вместо камня, которым Иосиф утвердил гроб и который запечатан был пилатовой стражей». В начале XVI века в московских дореформенных служебниках произошло изменение: при поставлении Даров на престол иерей читает тропарь «Благообразный Иосиф…», покрывает Дары воздухом и совершает каждение.

В реформированном служебнике 1655 года и до настоящего времени произошло изменение в сторону возвращения к древней традиции: практикуется каждение отдельно воздуха и покрытых Даров, стоящих на престоле. С чем было связано изменение практики каждения в начале XVI века? Нам представляется следующее: во-первых, текст тропаря к этому периоду в служебнике изменяется таким образом, что фраза «во гробе нове, закрыв, положи» семантически уже достаточно ясно содержит в себе самостоятельные действия по отношению к предыдущему тексту. Во-вторых, отдельное каждение воздуха, помимо святых Даров, может символизировать пропитывание плащаницы благовониями, поэтому оно исчезает из редакции служебника, и остается в современных служебниках, по которым служат старообрядцы. С выходом в свет «Новой скрижали», где такое толкование допускается, отдельное каждение опять возвращается. В древнеславянских толкованиях на Литургию литон, лежащий на престоле, предписывается рассматривать как символ плащаницы, поэтому отдельное каждение воздуха может представиться излишним. При этом мы видим, что и указание «Новой скрижали» предписывает понимать воздух при покрытии им Даров по Великом входе как камень, приваленный Иосифом ко двери гроба, излишнее нагромождение переосмысляемого символизма в близстоящих друг к другу священнодействиях является, на наш взгляд, неоправданным. В результате текстологических инноваций 1655 года стало не совсем понятно, идет ли речь о закрытии гроба, или же о закрытии плащаницы благовониями.

Слушатели конференции
Слушатели конференции

Проходит около 250-ти лет, прежде чем тропарь в служебнике подвергся дальнейшему исправлению. В 1903 году в тропаре Великой субботы вместо стоящего до этого слова «закрыл» появилось слово «покрыл», а вместо «благоуханьми» появилось «вонями». В 1913 году редакция тропаря продолжается: слово «вонями» исчезает», возвращается прежнее «благоуханьми», но после него появляется запятая. Современный служебник уже не содержит этой запятой, но сохраняет изменение глагола «закрыл» на «покрыл». Как видим, история правки тропаря имеет свою проблематичность. Слово «покрыл» не имеет значения закрытия доступа к чему-нибудь, в отличие от глагола «закрыть». Сравнение текста реформированного тропаря с греческим оригиналом показывает исчезновение в последнем одного действия. Новый выверенный перевод на русский язык издания божественной Литургии Иоанна Златоуста редакции митрополита Иллариона (Алфеева) и иерея Михаила Желтова содержит правильный полный текст тропаря.

Согласно мнению исследователей, новое слово может появиться в связи с желанием справщика точнее перевести греческое слово на славянский язык, передать его внутреннюю форму или воспроизвести формальную структуру греческого слова. Однако в нашем случае этого не происходит, мы видим, что справщики переводили не дословно. Старая, дониконовская редакция тропаря более полно отображает события, связанные с погребением Спасителя, изложенные в Евангелии от Матфея.

Знаменный распев — основа русского православного церковного пения

Иерей Сергий Чиж, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в пос. Павлово-на-Неве Ленинградской области, выступил с докладом «Научно-практическая деятельность протоиерея Бориса Николаева в области богослужебного знаменного пения».

Иерей Сергий Чиж
Иерей Сергий Чиж

Протоиерей Борис Николаев родился в 1915 году в Пскове. Отца будущего священника убили в годы гражданской войны в собственном доме. Отец Борис от рождения имел слабое здоровье и очень плохое зрение. Борис служил псаломщиком в разных псковских храмах. После женитьбы принял диаконский сан. Спустя некоторое время он был арестован по вымышленному делу и осужден на 6 лет лагерей. После освобождения был рукоположен во священника и назначен настоятелем Введенского храма в селе Малые Толбицы под Псковом, где прослужил много лет. Затем стал духовником Богородице-Рождественской обители. При нем монастырь благоукрашается. Протоиерей Борис умер в 2005 году, в возрасте 90 лет, был погребен в монастырской часовне-усыпальнице. Протоиерей Борис большое внимание уделял знаменному распеву, занимаясь его изучением и популяризацией, в чем даже получил одобрение патриарха Алексия II. Его труды, в том числе магистерская диссертация «Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения», пролежали много лет под спудом.

Протоиерей Борис отмечал, что после войны появилось сильное тяготение к старине. Он утверждал, что других, кроме знаменного распева, осмогласий нет, осмогласием владеет только знаменный распев. Отец Борис говорил, что православное богослужение не нуждается ни в золотых куполах, ни в богатом убранстве, ни в богатых облачениях, ни тем более в каких-то реформах. «Наши духовные израненные братья-старообрядцы ценой нечеловеческих усилий сумели сохранить очень многое из дораскольного церковного богатства наших благочестивых предков. Зачем изобретать что-то новое или разыскивать старое, непроверенное временем? Что мешает воспользоваться опытом людей, которые уже прошли это? Они же наши братья! Зачем дальше усугублять эти все противостояния?», — процитировал протоиерея Бориса Николаева докладчик. По словам отца Бориса, враг рода человеческого ударил в самое сердце православия — в знаменное осмогласие. В новообрядческой практике уже поют в унисон, «турецкой метроритмической традицией» или даже с «сатанинским бесстрастием», как на Валааме. Протоиерей Борис неоднократно указывал на непрофессиональное пение, упразднение антифонов, клиросов, появление передних и задних клиросов, верхних и нижних. «Крюк создан для точного выражения слова, это богословие в звуке, он раскрывает внутреннее содержание смысла», — процитировал протоиерея Бориса Николаева докладчик. «Чтобы разумно петь знаменное, надо жить знаменно», — говорил отец Борис. Иерей Сергий упомянул о возможной канонизации протоиерея Бориса Николаева в будущем.

Соборы 1666-1667 гг. — это своего рода процесс инквизиции

Протоиерей Иоанн Миролюбов, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, выступил с докладом «К вопросу о материалах деяний Большого Московского Собора 1666-1667 гг.».

Протоиерей Иоанн Миролюбов и митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)
Протоиерей Иоанн Миролюбов и митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)

В прошедшем году был печальный юбилей — 350 лет Большому Московскому Собору. Протоиерей Иоанн отметил, что ни одно научное светское сообщество на это никак не ответило. Однако Свято-Филаретовский институт провел конференцию «Соборы 1666-1667 гг. и их последствия для русской церковной жизни». Были интересные ученые и интересные дискуссии, участвовали и старообрядцы. В основном обсуждали последствия, которые имели катастрофическое значение для русской церковной жизни.

Но что нам известно о Соборах? Что мы перед собой имеем? В православной энциклопедии о Соборах представлена минимальная информация. Отец Иоанн сказал, что Собор не изучен вообще. Его значение и статус неизвестно. Примерная повестка Собора известна, а значение и статус нет. Идут споры: был ли это один Собор или два разных по составу и по силе своих решений. Какие источники о Соборе нам известны, сохранились ли какие-то акты деяний Соборов? Какие-то деяния есть, но соответствуют ли они тому, что там происходило? Подписи там далеко не на всех страницах, есть целый ряд представителей, чьи подписи поддельные.

Материалы Соборов опубликованы профессором Субботиным в конце XIX века. Есть материалы, которые были опубликованы братством св. Петра митрополита в 1893 году. Единоверцы Петербурга издали материал о Соборах 1666-1667 гг. Но это не документы Собора. От самого Собора сохранились, прежде всего, записи Симеона Полоцкого, которому было поручено «соорудить» материалы Собора.

Второй источник — сборник Соборных деяний, который находится в библиотеке в Киеве. Сборник содержит массу пробелов, неточностей, отсутствуют подписи участников. То есть это исторический материал. Два патриарха — Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий, один подписывался по-гречески, другой — по-арабски, русского языка они не знали, им переводил все тот же Симеон Полоцкий. Мы знаем, что так называемый Газский митрополит Паисий Лигарид не был никаким митрополитом, это церковный авантюрист. Дело Никона — одно из самых главных дел, которое рассматривал Собор. Дело было засекречено, в деяниях его не было. В конце XIX века оно было опубликовано, его удалось найти в Синодальной библиотеке.

По сути, происходила серия судебных заседаний, а не Собор. Отсутствие подписей некоторых участников или только их факсимиле; подписка по требованию царя русскими архиереями о том, что они поддерживают Постановления Собора 1654-го года, утвердившего реформу Никона; свободное изложение хода Собора латиницей на польско-русской мове членом Ордена василиан Симеоном Полоцким заставляет задуматься о сомнительности так называемого Собора и его решений. Сейчас возникают вопросы: что на самом деле это было — по содержанию, по участникам, по процедуре? Своего рода процесс инквизиции — это не Собор. А источники нуждаются в глубоком изучении и осмыслении.

Книга об истории Михаило-Архангельского храма

Иерей Евгений Саранча, клирик Михаило-Архангельского единоверческого храма с. Михайловская слобода Московской областной епархии, выступил с презентацией книги, посвященной истории Михаило-Архангельского храма.

Иерей Евгений Саранча
Иерей Евгений Саранча

Книга посвящена 200-летию учреждения единоверия в Михайловской слободе. До этой книги были два предыдущих издания, но они были гораздо короче, первое вышло в 2009, второе в 2014 году. Нынешнее издание, которое было выпущено по благословению митрополита РПЦ Крутицкого и Коломенского  Ювеналия (Пояркова), — попытка научного осмысления событий в жизни храма с периода его первого упоминания в 1627 году до настоящего времени.

Иерей Евгений рассказал, что впервые в книгу включено географическое, экономическое описание, которое соответствует 1864 году. Также здесь впервые описаны события войны 1812 года на территории храма.  Необходимо сказать, что те лица, которые стали героями Отечественной войны 1812 года, были первыми единоверцами прихода, то есть в тот момент они были еще старообрядцами и ходатайствовали об учреждении единоверия в нашем храме.

В книге почти полностью восстановлена последовательность служения духовенства в храме с 1627 года по настоящее время. Отец Евгений отметил, что значительную помощь оказала прихожанка Михаило-Архангельского единоверческого храма, которая является первым заместителем директора Центрального государственного архива Москвы — Ирина Григорьевна Болдина. Именно она предоставила огромный массив информации, все эти дела были переработаны, удалось установить краткие жизнеописания священнослужителей, ранее нам неизвестных. Впервые удалось получить доступ к архиву Московской областной епархии и восстановить те события, которые предшествовали закрытию храма в 1961 году. Также в книге отражена современная история жизни общины, архитектурные особенности церкви.

Иерей Евгений поблагодарил всех, кто оказал значительную помощь в составлении книги об истории Михаило-Архангельского храма.

Единоверцы Симбирска

С докладом «Опыт создания единоверческой общины на примере Успенского прихода Симбирска» выступил Басенков Владимир — руководитель Симбирского епархиального центра древнерусской богослужебной традиции, староста Успенской единоверческой общины.

В. В. Басенков
В. В. Басенков

Он рассказал, что  община была официально зарегистрирована 2 года назад, а реально существует уже 4 года. Она молодая во всех смыслах этого слова: молодой состав и время существования. Хотя, конечно, ее нынешние члены чувствуют себя восприемниками той общины, которая появилась в Симбирске почти 165 лет назад. Чувствуют себя восприемниками той общины старообрядцев-спасовцев, которая, соответственно, была до перехода в единоверие. Если говорить об Успенской церкви, которая досталась старообрядцам-спасовцам, была построена одновременно с городом Симбирском в 1648 году. Басенков отметил: «Есть такое мнение, и я считаю, что от него нужно немножко отходить, что единоверие — прерогатива в первую очередь старообрядцев, которые хотят воссоединиться с церковью. На самом деле нет. Наша община начиналась с одного человека, он «зажег» еще несколько человек — представителей РПЦ, которым это было интересно, кого-то привлекала народная традиция, кого-то привлекало знаменное пение, кого-то — строгость, уставная служба. Старообрядцы поповских и безпоповских согласий у нас есть, но они пришли уже потом, благодаря нашей активной деятельности. Мы получили временный храм, на окраине города есть храмовый комплекс, есть свободный храм, и мы там молимся, это храм равноапостольной княгини Ольги. Службу мы совершаем мирским чином, но несколько раз в год приглашаем священников из соседних епархий. На базе нашего прихода появился первый в России Симбирский епархиальный центр древнерусской богослужебной традиции. Мы себя считаем филиалом патриаршего центра, хотя де-юре таким не являемся, но де-факто можно сказать так. Мы добились разрешения построить свой храм, сейчас занимаемся вопросом оформления земли».

В.В. Басенков выразил стремление посетить все существующие ныне единоверческие приходы и издать альманах по современному единоверию.

Безуспешное насаждение единоверия на Витебской земле

Иерей Сергий Ефременко, настоятель храма св. равноапостольной царицы Елены в пос. Кировском г. Витебска, выступил с докладом «Возникновение единоверия на Витебской земле».

Иерей Сергий Ефременко
Иерей Сергий Ефременко

В 1802 году, в момент своего образования, Витебская губерния делилась на 12 уездов. Первые сведения о старообрядцах на белорусской земле относятся ко второй половине XVII века. Появление защитников старого обряда связано с обострением классовых противоречий в русском государстве в XVII веке и с церковной реформой. Переселение заграницу в Речь Посполитую давало старообрядцам возможность сохранить старые обряды и имущество, потому что здесь их не считали еретиками и не подвергали гонениям. В конце 20-х годов XIX века число старообрядцев увеличилось. Иерей Сергий отметил, что старообрядцы в большинстве своем были трудолюбивыми, старательными и деловыми. Общины старообрядцев на белорусской земле расширялись и по причине перехода новообрядцев в раскол. Беглые крестьяне и доведенные до нищеты горожане искали поддержки у богатых старообрядцев, которые прятали беглых и помогали им, чтобы иметь дешевую рабочую силу. В 1840 году в Витебской губернии проживало 38425 старообрядцев, в 1841 году в губернии насчитывалось 19 старообрядческих культовых строений. В 1852 году в Витебской губернии секретный совещательный комитет разработал рекомендации о переводе старообрядцев в единоверие. Было принято постановление о закрытии ряда старообрядческих молелен. Провести обыск у старообрядцев, отобрать все, что говорит об их принадлежности к расколу. Согласно постановлению комитета в Полоцке планировалось открыть единоверческую церковь. Первые единоверческие приходы появились в царствование Николая I. Несмотря на то, что на пропаганду единоверия были брошены немалые усилия и масса денежных средств, успех был незначительным. В 1859 году в Витебской губернии насчитывалось 37873 старообрядца, из них в РПЦ перешли 14 человек, а в единоверие — 21. В Витебске было организовано два единоверческих прихода. Чтобы перевести в единоверие староверов, гражданские власти одних старообрядцев арестовывали и держали под стражей в кандалах и без еды, другим брили бороды, многих жестоко били, по этой причине многие старообрядцы вынуждены были дать расписки о своем присоединении к единоверию, но позже от него отказывались. Также к единоверию приписывали тех, кто успевал спрятаться от властей в лесах. Насаждение единоверия путем насилия являлось широко распространенным способом. Так, в г. Ржеве Тверской губернии осада старообрядческой моленной продолжалась несколько дней, а затем староверы подверглись избиениям. Подробнее: «Драма ржевских староверов».  

В конце XIX века стало очевидным, что, несмотря на прилагаемые усилия по наслаждению единоверия, «раскол» так и не был преодолен. Количество тех, кто принял единоверие в белорусских губерниях, было незначительным. В 1894 году в Витебской губернии проживало 80149 старообрядцев, а единоверцев было значительно меньше — 5486. В 1905 году в губернии было 2 кирпичных и 49 деревянных старообрядческих молелен, а единоверческих всего 5 кирпичных и 4 деревянных храма.

Преподобный Далмат Исетский — старообрядец, канонизированный в РПЦ

Иерей Максим Плякин, клирик Саратовского Рождественского храма, член комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии, выступил с докладом «Преподобный Далмат Исетский: ранняя история старообрядчества на Урале».

Иерей Максим Плякин
Иерей Максим Плякин

Преподобный Далмат (в миру Дмитрий Иванович Мокринский) родился в 1594 году в Березове. В 1642 году он оставляет государеву службу и принимает постриг с именем Далмат в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре. Около 1644 года, стремясь к уединению, Далмат покинул обитель и поселился в пещере на высоком берегу реки Исети. Спустя некоторое время вокруг пустынножителя собралась братия и возникла Исетская пустынь. Из Невьянского монастыря преподобный принес с собой икону Успения Пресвятой Богородицы, ставшую главной святыней Далматова монастыря. После 1651 года в монастыре принял постриг с именем Исаак сын Далмата, в 1666 году ставший первым игуменом монастыря, в 1702 году — архимандритом. Далматов монастырь не сразу принял богослужебные реформы патриарха Никона. По-видимому, за связь со старообрядцами около 1668 года был отстранен от настоятельства в монастыре игумен Исаак, в 1677 году вместе с игуменом Афанасием (Любимовым) сосланный в Енисейский Спасский монастырь. Через год иноки были возвращены в обитель, окончательно все церковные запрещения с игумена Исаака были сняты в 1685 году при условии, чтобы «с раскольниками раскола не говорил». О принадлежности к расколу Далмата и его сына писал в доносе после 1724 года постриженик Далматовой обители, бывший игумен невьянского Богоявленского монастыря Евсевий (Левонов). Преподобный  Далмат умер в 1697 году и был погребен в алтаре Успенской церкви Далматовского монастыря. 6 августа 1994 года состоялось обретение мощей Далмата, а в 2013 году Архиерейский Собор РПЦ причислил его к лику общепочитаемых святых.

Уникальный памятник древнерусской книжности

Иерей Михаил Желтов, клирик г. Москвы, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры свв. Кирилла и Мефодия, посвятил свое выступление важному памятнику древнерусской книжности «Видение святителя Григория Богослова о Литургии».

Иерей Михаил Желтов
Иерей Михаил Желтов

Доклад иерея Михаила посвящен толкованию, которое было определяющим в древнерусской традиции, а в послениконовском восприятии было забыто. Докладчик отметил, что это толкование находится, прежде всего, в традиционном учительном сборнике «Златоусте», который известен и распространен в старообрядческой среде, а в новообрядческой среде забыт. В субботу третьей недели поста в «Златоусте» помещено такое поучение, приписываемое святителю Григорию Богослову о святой Божественной Литургии. Впервые это толкование обнаруживается в «Златой цепи» или «Чепи», как она переименована в самой рукописи XIV века из собрания Троице-Сергиевой лавры. Есть еще несколько рукописей, где содержится это откровение святителя Григория Богослова, но дальше оно присутствует в многочисленных «Златоустах» в несколько переработанном виде.

«Впервые этот памятник был обнаружен заново после его такого забвения архиепископом Филаретом Гумелевским как раз в той самой рукописи «Златой цепи» из собрания Троице-Сергиевой лавры. Затем протоирей Александр Горский, автор описания рукописи в Синодальной библиотеке, заметил, что кардинал Анджело Май в своем издании материалов Ватиканской библиотеки пишет об одной очень интересной греческой рукописи, где содержатся иллюстрированные комментарии на божественную Литургию с некоторыми разъяснениями. Он, правда, не заметил, что этот греческий комментарий совпадает со славянским Откровением святителя Григория о божественной службе, которое находилось в нескольких рукописях Синодальной библиотеки», — рассказал иерей Михаил.

Исследователи конца XIX — начала XX вв. публикуют уже сам текст этого интересного толкования и начинают дальнейшую разработку его содержания. Исследователи указывают на параллели древнерусского толкования с греческими иллюстрациями. Лишь в конце XX — начале XXI вв. этот текст издается по древней рукописи. Также нами был обнаружен и издан греческий оригинал этого толкования.

Что же это за толкование? Григорий Богослов в первой иллюстрации отвечает на вопросы преподобных отцов и просит ему разъяснить божественную Литургию. Святитель Григорий говорит: «Когда происходит проскомидия, то голос с Небес восклицает: «Кто из вас совершил церковное приношение?» И тогда появляется ангел с Небес и встает у врат церкви». Следующий шаг: три повседневных антифона. И опять являются ангелы в храме и что-то произносят. Далее, Малый вход, после пения «Приидите поклонимся» иерея вводит в алтарь также ангел. Что касается чтения Апостола и Евангелия, то в это время архангел Михаил сказал «Премудрость», архангел Гавриил — «Вонмем», и Владыка Господь сказал: «Мир всем», и все в мире раскрылось, произошло некое Откровение. И тогда сам Давыд поет и учит во время «Прокимна». Далее во время Литургии верных: «Когда диакон сказал «Елицы оглашенные», я увидел человека с острыми, как стрелы, зубами и налитыми кровью глазами, он скрипел зубами. И когда диакон сказал: «да никто от оглашенных», тогда ангел крылом выпихнул его из церкви». Когда начинается Великий вход, то ангел говорит: «Отче святыи, пошли ангел своих, чтобы священнодействовать». «Когда диакон произнес «Станем добре, станем со страхом», стало страшно происходящее, и когда иерей произнес «Победную песнь поюще…», увидел я, что крыша церкви раскрылась, сквозь нее показалось Небо, сошла вниз вспышка пламени, вслед за ней сошло множество ангелов, после ангелов увидел я два прекрасных Лика, красоту которых невозможно описать словами, сияние их было как вспышка пламени. Распростерли ангелы крылья свои вокруг алтаря, шестокрылые лики вокруг святого престола, посреди тех я увидел Младенца, сияющего словно вспышка пламени, на иерея сошла вспышка пламени, иерей сделался пламенем с головы до кончиков ногтей. Кульминацией всего становится возглас «Святая святым»: «тогда я увидел, что упомянутые Лики сделались словно алтарем или жертвенником (т.е. столом для жертвоприношения — прим. иерея Михаила Желтова), и ангелы с ножами в руках заклали Младенца и слили кровь Его во святой потирь, а Тело положили сверху, и стало Тело хлебом, а вино с водой в потири — кровью Господа Нашего Исуса Христа». Интересно, что освящение Даров происходит на возгласе «Святая святым», что характерно для Византии XI-XIII  вв., но не характерно для позднейшей традиции.

Отец Михаил отметил, что толкование Григория Богослова оказало влияние на иконографию, например, в некоторых храмах сохранились фрески с фрагментами из толкования святителя Григория. Подытоживая, докладчик сказал, что толкование Григория Богослова на Литургию было забыто многие века, и теперь его приходится заново открывать и изучать.

По завершении конференции состоялась торжественная церемония вручения удостоверений священникам старообрядных общин в Русской Православной Церкви.

Церемония вручения удостоверений священникам старообрядных общин в Русской Православной Церкви
Церемония вручения удостоверений священникам старообрядных общин в Русской Православной Церкви

Отвечая на вопросы участников мероприятия, глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отказал в учреждении трехчинной иерархии в единоверии, а именно в поставлении единоверческих епископов. Таким образом, старообрядная иерархия в Русской Православной Церкви до сих пор не восстановлена, а решения Собора столетней давности, касающиеся единоверческого епископата и единоверческих общин, не исполнены.

Протоиерей  Иоанн Миролюбов, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)  и  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)
Протоиерей Иоанн Миролюбов, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) и митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)

На предложение выбрать кандидата в епископы из среды единоверцев владыка Илларион ответил:

Мы, братья, еще не созрели для того чтобы выбирать. Мое личное мнение, что время для этого не пришло. Я не могу сказать, что оно придется в каком-то обозримом будущем. Если мы сейчас создадим новую структуру Русской Церкви, выводя ее из подчинения правящих архиереев, то я не представляю, как, учитывая огромные размеры нашей Церкви, этот новый архиерей будет объезжать все просторы нашей святой Руси, как он будет взаимодействовать с остальными архиереями и какой статус получится у этих приходов, становятся ли они экстерриториальными. К этому мы не готовы и не уверен, что нужда в этом есть.

Читать комментарии и мнения участников на сайте Русская вера