Некоторым людям не нравится идея соавторства или коллаборации, но мне кажется это просто предвзятость. Противникам соавторства можно привести примеры объединения двух таланта, которые подарили миру лучшие произведения не только в литературе, но также в кинематографе и музыке.
Леннон и Маккартни (дуэт группы «Битлз» - прим. ред.);
Саймон и Гарфанкел (дуэт американских музыкантов в стиле фолк-рок, популярных в США в 1950-1960 годах - прим. ред.);
Стивен Кинг и Питер Страуб (написали ставшим популярным роман-ужас «Талисман» или «Столкновение миров» - прим. ред.);
Роджерс и Хаммерстайн (знаменитый авторский тандем в 1940-1950 годах, специализировавшийся в жанре мюзикл - прим. ред.);
Дуос Престон и Линкольн Чайлд (авторы популярных серий технотриллеров и мистических ужасов - прим. ред.);
Ларри Дэвид и Джерри Сайнфелд (авторы сериала «Сайнфелд», занявший 3 место в списке популярных телешоу за последние 25 лет - прим. ред.);
Гилберт и Салливан (пример театрального сотрудничества викторианской эпохи, которые создали в соавторстве 14 комических опер - прим. ред.);
Боб Вудворд и Карл Бернстайн (написали в соавторстве две книги-бестселлеры «Вся президентская рать» и «Последние дни» о политической жизни США - прим. ред.);
Джоэл и Итан Коэны (американские режиссеры, сценаристы, обладатели 4 премий «Оскар». Известны широкому кругу зрителей по таким работам как, «Старикам тут не место» и «Фарго» - прим. ред.);
Мэтт Стоун и Трей Паркер (создатели популярного и скандального мультсериала «Южный парк» - прим. ред.).
Знаете, у нас есть такая черта, мы просто идем и делаем всё сами, и это, по сути, хорошо. Но у коллаборации тоже много преимуществ, и она позволяют объединить сильные стороны авторов.
Как найти идеального соавтора
В первую очередь, я выбираю соавторов, которые могут писать убедительные сцены. Когда в плане все сцены уже намечены, мы обычно, дополняем их новыми. Когда мой соавтор добавляет свои цены, это просто отлично, но главное, он должен уметь писать убедительно. Мы знаем, чего мы ждем от сцены, например, в романе «Медовый месяц», сцена в первой главе должна была произвести совершенно определенный эффект, внушить нам симпатию к обоим главным героям, и я ищу того, кто умеет добиваться этого эффекта. Во-вторых, мой соавтор должен понимать, что это роман Джеймса Паттерсона. Поэтому в нём всё будет происходить быстро, возможно быстрее, чем в его собственном романе. Всё будет нестись вперед и будет прекрасно, если он сможет подстроиться под темп. Важно чтобы моему соавтору нравилось то, что он делает, чтобы он загорелся нетерпением написать этот текст. Я всегда хочу заставить его чувствовать, что он полностью отдался работе над этой книгой.
Как начинать работать с соавторами
С точки зрения соавтора (Максин Паэтро– соавтор Джеймса Паттерсона серии романов «Женский клуб расследований убийств» и «Джек Морган»)
Я люблю работать с ним, это просто потрясающий процесс. Не знаю, как работают другие люди, и делаем ли мы что-то особенное, но для меня это просто фантастика. Он дает мне общий план, я его читаю, вникаю в историю, потом он просит меня как-нибудь его дополнить, потому что, как он говорит, это моя работа. Так что, я пытаюсь представить себе, как это история будет развиваться на протяжении всей книги. Потом я отправляю ему свои заметки, он с ними соглашается или не соглашается, и так у нас получается рабочий план для всего романа.
С точки зрения основного автора (Джеймс Паттерсон)
Для меня это работает таким образом: мой соавтор получает план, потом я прошу его дополнить план, и я делаю это по двум причинам: во-первых у него могут быть хорошие идеи, а во-вторых, это помогает ему полностью включиться в процесс. Даже если он добавит совсем чуть-чуть, он всё равно будет воспринимать свой вклад, как огромный, может он и не вытащил сюжет, но главное он включился в работу.
Найдите один голос
Соавторы и сценаристы сериала интересны тем, что они обладают способностью улавливать голоса персонажей. Даже если над сериалом могут работать 9-10 или даже 15 разных авторов, от этого ничего не изменится.
Возьмём сериал «Доктор Хаус», чтобы начать писать, новый сценарист сначала разбирается, как Хаус говорит, как он думает. Самое сложное это начало, сложнее было тому, кто придумал, как Хаус говорит и думает. Самая трудная часть любого проекта, это найти голос. Кто будет говорить с вами в этой книге и как. Например, когда мы начали работать над книгой «I Funny» для школьников средних классов, нам нужно было найти правильный голос. Мы не хотели, чтобы главный герой был юмористом, сыпал шутками без конца, потому что после трех страниц это бы стало раздражать. Ушло некоторое время, чтобы найти голос Джейми (главный герой книги – прим. ред.).
Как только вы его найдете, вы сразу будете готовы писать. Когда этот голос уже есть, писателю, определенно проще его сымитировать. В середине серии книг писателю гораздо легче включится, если он будет знать голос и ход мысли героев.
Информация подготовлена по материалам основанных на мастер-классе писательского мастерства от Джеймса Паттерсона.