На берегу известного на весь мир озера Лох-Несс раскинулся сад при питомнике супругов Дональда и Маргарет Дэвидсон. Из любой его точки открываются прекрасные виды шотландского высокогорья.
- Господин Дэвидсон, какова история вашего сада?
- Я коренной шотландец, из Инвернесса, но около двадцати лет мы жили на Фолклендских островах. Я работал там метеорологом, помогал на овцеводческой ферме, растил овощи. Когда тридцать лет назад мы с женой вернулись в Шотландию и нужно было осваиваться на новом месте, твердо решили разбить сад и открыть свой питомник. Сначала мы очень ответственно подходили к учету растений: вели дневник, где отмечали все покупки и посадки. Но через два года бросили – руки не доходили, было слишком много дел в саду.
Изначально здесь вообще ничего не было, кроме дома и нескольких деревьев на двух гектарах земли на южном склоне холма. Так что всё солнце, что есть, достается нам. Кстати, Лох-Несс - очень протяженное озеро, зажатое между холмов, и на нем всегда сильный ветер, а у нас нет – деревья подросли и защищают от «сквозняков». Микроклимат хороший: ни холодно, ни жарко.
- Озеро без сомнения можно назвать символом Шотландии. Как вы считаете, история про лох-несское чудовище – это удачный маркетинговый ход для привлечения туристов?
- У нас в саду есть своя собственная Несси – сам вырезал из дерева.
Но вообще Лох-Несс – очень глубокое озеро, глубже 200 метров, и что-то странное в нем водится. За тридцать лет мы единственный раз видели это. Нет, это были не просто гребни воды, а что-то большое, коричневое. С нами был человек, который абсолютно не верил в Несси, он до сих пор с ужасом об этом вспоминает. В общем, в озере есть что-то необъяснимое. Я не знаю, монстр ли это, или что-то другое, но что-то несомненно есть.
- У вас растут довольно необычные растения...
- Это татарник колючий (Onopordon acanthium), двулетник. Он очень популярен сейчас. Кто-то считает его сорняком, а в Шотландии это настоящее украшение садов.
Рядом псевдопанакс толстолистный (Pseudopanax crassifolius), дерево из Новой Зеландии. Выглядит очень экзотично благодаря длинным узким коричневым листьям. Но с возрастом они становятся все короче и короче.
- Везде вокруг Лох-Несс я вижу в продаже сеянцы дуба. Вот и в вашем питомнике тоже. Неужели дубы хорошо покупают?
- Это из чувства патриотизма. Еще около двухсот пятидесяти лет назад в округе было много старых дубрав. Но началась война с Наполеоном, французам очень была нужна древесина дуба для строительства кораблей. Дубрав не осталось. Мы просто стараемся восстановить то, что потеряли.
У меня растет в саду большой дуб, который во времена Наполеона, вероятно, был маленьким деревцем.
А еще я посадил дуб турецкий (Quercus cerris) Argenteovariegata. Его пестрые листья выглядят очень необычно.
- А откуда взялись живописные камни под орешником, поросшие мхом?
- О, к нам даже приезжали научные делегации их изучать. Эти камни были здесь всегда. И до сих пор нет однозначных выводов о том, зачем было долбить отверстия в этом граните.
Мне нравится самая распространенная версия. По легенде, эти камни использовал в церковных целях Святой Колумба, который жил в этих местах в VI веке.
- Ваш питомник специализируется на ушковых примулах и меконопсисах. Не самые простые растения...
- Аурикулы - морозостойкие растения, но они не переносят замокания. Им нужны сухие условия, но, конечно, без пересыхания. У меня они растут в горшках, в октябре я убираю их в холодый парник, где они и зимуют. А в феврале я начинаю их поливать и подкармливать. Зацветают они в марте-апреле. Несколько лет тому назад зимой целую неделю температура держалась днем -20, ночью -25 градусов. И никаких проблем с зимовкой. Наверное, в России их тоже можно выращивать в горшках и оставлять на зимовку в холодном парничке. Под снегом перезимуют.
Меконопсисы ненавидят летнюю жару. Думаю, российскую зиму им перенести несложно, а вот ваше лето может их убить. Им по нраву климат шотландского высокогорья: много облачных дней, солнца мало. И, конечно, кислая почва. Самый непривередливый – желтый меконопсис кембрийский, он растет, как сорняк.
- А слизни и улитки примулам не сильно досаждают?
- Не видел, чтобы они поедали листву аурикул, а вот цветы – да, едят. Но вообще в саду есть и более «вкусные» растения, например, хосты. Мы не используем гранулы – ведь если начал, это надо делать методично год за годом. Яйца слизней могут пролежать в земле несколько лет, дожидаясь подходящих условий. Да и птицы могут отравиться. Поэтому стараемся обходиться органическими способами защиты. Например, рассыпаем вокруг растений использованный кофе – слизням не нравится по нему ползать. Ну а потом, их и самих едят – дрозды, медяницы, жабы и лягушки. Этих животных у нас достаточно.
- Когда в вашем саду самый живописный сезон?
- Я люблю его в любое время года. Весной цветут подснежники, примулы и редкий синтирис миссурийский (Synthyris missurica ssp. stellata).
Летом глаз не оторвать от меконопсисов и гелиантемумов. Осенью полыхает листва клена Ширасавы Aureum.
А зимой я всегда обращаю внимание на деревья и кустарники с декоративной корой. Так что всегда рад принять гостей. Кстати, у меня уже были садовые туристы из России.
Все фотографии Abriachan Garden Nursery
Анонсы блога в мессенджере Telegram
Мои страницы в фейсбуке и вконтакте, старый блог в ЖЖ и альбомы на Яндекс-фотках.