Найти в Дзене
Александр Латкин

Настя Рыбка как гуманитарная технология

Александр Латкин о главных новостях для нового поколения.

Гуманитарная воскресная школа для способных детей из окраинных районов Москвы. Преподаватель ощущает себя цирковым конферансье, пытающимся заполнить промежуток между экранами смартфонов, в которые смотрят ученики, и учебной программой.

Двенадцатилетний мальчик— он пока ниже других мальчиков и тем более девочек — не смотрит в смартфон, ему интереснее на равных общаться с преподавателем. Для него сейчас преподаватель, объездивший полмира и общавшийся с многими интересными людьми, и есть гаджет для выхода в большой мир. Мальчик на любой вопрос, не дослушав его, поднимает руку и начинает формулировать ответ онлайн: он всегда онлайн и для этого ему уже не нужен смартфон.

На вопрос о последних, наиболее важных новостях, мальчик наряду с Олимпиадой и выходом фильма на основе комикса, называет попытку государства заблокировать ролик о пребывании на яхте персонажей, похожих на олигарха и вице-премьера в компании работниц индустрии эскорта. Эти события для него одного порядка, он одинаково спокойно говорит о них — в таких случаях хочется по-пенсионерски вздохнуть: «В наше время такого не было!» Но в этом вздохе будет не осуждение, а зависть — советские школьники от таких обсуждений если бы не упали в обморок, то уж точно покрылись бы краской подросткового смущения. Но нынешние дети умеют видеть в таких новостях главное.

Мальчик — пусть он еще не может сформулировать почему — прав. Эти новости принципиально однотипны, поскольку говорят об одном — молодой человек без связей, без денег, без богатых родителей, но вооруженный современной гуманитарной технологией, может изменить мир: худенькая русская фигуристка, начинающий американский актер и выпускница минского биофака по прозвищу Рыбка.

Настя Рыбка — будем честны — смогла изменить информационную повестку страны. Причем, похоже, она скорее хотела стать частью глобального медийного поля, а не заполучить олигарха — действительно, зачем ей старый дядька, который вполне может попасть под западные санкции и стать невыездным, а внутри страны его могут посадить и все у него отобрать? Да, для нового поколения медиа-успех важнее успеха материального, поскольку первый гораздо легче превращается во второй, чем наоборот.

Самое современное, что она использует — это конечно не технология общения (вся эта технология соблазнения — лишь ошметки наработок 20 века), а именно мораль. Мораль, превращенная в современную гуманитарную технологию. Ее моральные нормы очень современны, а значит для большинства они пока кажутся неприемлемыми. Ее мораль основывается на простых и неожиданных принципах: нужно влюблять в себя мужчин и самой в них влюбляться, а не банально продавать им секс за деньги; в любом человеке есть нечто, достойное любви; дети не продаются; нужно взламывать устаревшие правила; попасть в будущее можно лишь не думая о нем; я никому ничего не должен, но и мне никто ничего не должен; главное не деньги, а эмоции.

На самом деле эта мораль — следствие давления антиглобалистского движения на цивилизацию. Как это всегда и бывает с новой идеологией, ее принципы усваиваются массами в весьма неожиданной форме. Так было с Христианством, с Коммунизмом — сейчас это происходит с Исламом и неолиберальными глобалистскими идеологиями.

Преподаватель пытается свернуть разговор о белорусской труженице индустрии эскорта. Опережая вопрос о том, кто производит на него самое сильное впечатление, мальчик говорит не задумываясь — Юрий Дудь. Выбор мальчика понятен — Дудь, как и Настя Рыбка, освоив нехитрую технологию общения, изменяет мир.

Было бы интересно посмотреть на общение Насти Рыбки и Юрия Дудя.

А вот наблюдать за судебным разбирательством стремительно устаревающего олигарха с шустрой девицей, которой ее технологическая мораль позволяет ничего не бояться, не интересно — симпатии большинства в этой тяжбе будут на ее стороне. А это значит, что она при любом решении суда уже победила.

И уж тем более не интересно — есть ли у этого скандала заказчик, желающий что-нибудь отобрать у олигарха. К будущему, в котором гуманитарный мальчик собирается активно жить, эта жалкая возня отношения не имеет.