Найти тему
Блог Konica Minolta

Рабочее место – второй дом

С появлением первых офисов началась бесконечная дискуссия о том, каким именно должно быть идеальное рабочее пространство. Более того, эти споры часто начинаются не с той стороны: обсуждается цвет стен, мебель, эргономика. Но в первую очередь важно, чтобы сотрудники, приходя в офис, чувствовали, что их ценят, о них думают, понимали «дух» компании и хотели быть к нему причастны. Поэтому под рабочим пространством стоит понимать не только обстановку в офисе, но и корпоративную культуру в целом, а также условия, которые диктует компания своим сотрудникам.

Большинство соискателей, к примеру, указывают в своих заявлениях гибкие условия работы, однако львиная доля компаний, особенно в России, до сих пор живет по «законам фабрики» – от фиксированных рабочих часов до закрепленного рабочего места. Все это подается в качестве «философии компании» и работает по принципу «так здесь все устроено». Тем не менее, благодаря распространению стартаперской культуры и появлению новых технологий для удаленного взаимодействия, эти принципы постепенно замещаются новым подходом – «делай так, как тебе удобно».

Отличный пример этого движения – новые правила работы голландского офиса Microsoft , в которых проведен редизайн рабочей среды:

1. Мы работаем в любое время и в любом месте
2. Доверие вместо контроля
3. Результат работы вместо присутствия
4. Лидерство вместо менеджмента

5. Взаимодействуем и работаем с четкими целями и ориентирами
6. Наставничество вместо правил
7. Диалог вместо однобокой позиции
8. Правильные инструменты для правильной работы
9. Делимся всем, что делаем
10. Берем на себя ответственность

Итогом изменений стал рост показателей продуктивности и снижение количества болеющих сотрудников.

Эта идея получила дальнейшее распространение. Так, например, в головном офисе Google в Цюрихе есть аквариум, комната массажа и горка в столовой.

Фото: https://hqroom.ru/ofis-kompanii-google-inc-v-tsyurihe-shvetsyariya.html
Фото: https://hqroom.ru/ofis-kompanii-google-inc-v-tsyurihe-shvetsyariya.html

Офис Deloitte – Uber в мире офисов – координирует работу сотрудников через мобильное приложение, начиная от расписания и заканчивая парковочным местом. Закрепленных рабочих мест нет – так, коллеги знакомятся друг с другом, работают в разных командах и эффективно используют рабочее пространство.

Фото: Ronald Tilleman, Flickr/Deloitte Nederland
Фото: Ronald Tilleman, Flickr/Deloitte Nederland

Страховая компания AXA недавно перебралась в новый офис в Гамбурге, оснащенный коконами для тихого часа на работе, баскетбольным кортом, песчаными дюнами, местным пабом и лесной лужайкой для атмосферных совещаний.

Шведская телекоммуникационная компания Swisscom недавно создала для своих работников новую рабочую среду под названием «человеко-ориентированный дизайн». Условия для свободного обмена идеями созданы при помощи «тренажерного зала для мозга», который выглядит как большая гостиная.

Фото: Swisscom.ch
Фото: Swisscom.ch

Кристина Тэйлор, глава человеко-ориентированного дизайна в Swisscom, описывает проект тренажерного зала как «вдохновляющий этаж, на котором мы объединяем проекты всей компании. Мы хотим создать «дружескую конкуренцию» между проектными командами». О будущем офисной жизни она говорит так: «дни, когда офис был лишь местом, где вы сидите за закрытой дверью по восемь часов в день, остались в прошлом. В будущем будет осознанное разграничение между работой перед экраном компьютера и творческим обменом идеями. Основа взаимодействия – команда, пространство и нешаблонные методы».

Ложка дегтя

Со стороны все это выглядит очень круто. Однако все мы знаем, что слишком много свободы чревато потерей контроля. Свободные рабочие часы и принцип работы «когда хочешь, главное – результат» не всегда работают и в долгосрочной перспективе могут повлиять на управляемость и показатели бизнеса не в самую лучшую сторону.

Многие компании, протестировав новые принципы работы, все же возвращаются к традиционным методам. Так, например, Amazon возвращает своих сотрудников из режима home-office обратно на рабочие места. С проблемами столкнулись и в IBM – после принятия решения об удаленной работе своих сотрудников, в компании начала падать прибыль. Теперь работников тоже призвали вернуться в офис. На этом фоне у некоторых компаний даже ужесточается внутренний кодекс правил – в нем стремятся прописать «нормы» поведения сотрудников не только в офисе, но в повседневной коммуникации за его пределами или в социальных сетях.

Так что же делать? Обеспечить полную свободу, раскинуть газон в офисе и развесить гамаки для сна? Или выдать карточки для контроля времени прихода и ухода из офиса, обеда, ввести штрафы за опоздание и блокировку соц. сетей? Для каждой компании важно найти баланс – не отпускать контроль в особо критичных для бизнеса моментах, но и не превращать офис в тюрьму, а сотрудников – в заключенных.